return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
Продовольственная безопасность - гарант социальной стабильности.
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ. Импортозамещение в интересах производителей и потребителей.
  Виктор ЗУБКОВ, первый заместитель Председателя Правительства РФ.
Обязанность государства, право граждан.
  Елена СКРЫННИК, министр сельского хозяйства РФ.
Шесть стратегических задач Российского АПК.
  Владимир НАЗАРОВ.
Сторонники: модернизация on-line.
  ПРОДЭКСПО-2010
 

Тимофей НИЖЕГОРОДЦЕВ, начальник управления социальной сферы и торговли ФАС России.
Торговая деятельность: закон и практика.

  Старт делового сезона на отечественном продовольственном рынке.
  Илья КАЛЕТКИН, президент ООО «Аривера».
Мы заплатим слишком высокую цену за интенсификацию сельского хозяйства.
  Геннадий ГОРБУНОВ, председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу.
Законодательное обеспечение продовольственной политики государства.
  Федор МЕТЛИЦКИЙ, президент Международного экологического фонда.
Потенциал и проблемы рынка экологически чистой и безопасной продукции.
  Качество государственного стандарта.
  Валентин ДЕНИСОВ, председатель Комитета Государственной думы по аграрным вопросам. Общенациональная проблема.
  Ольга БОРЗОВА, председатель Комитета
Государственной думы по охране здоровья.
Питание и здоровье.
  Андрей КРЫЖАНОВСКИЙ, генеральный директор
ЗАО «Пищевой комбинат «ЛИНФАС».
Свобода выбора или принуждение к здоровому питанию.
  ЭКОНОМИКА
  Николай ЯКОВЕНКО, заместитель руководителя Департамента продовольственных ресурсов города Москвы. Поставщики Москвы: надежность и деловая репутация.
  Юрий КНЯЗЕВ.
Алло, такси?
  АНТИКРИЗИС В ДЕЙСТВИИ
  Юрий ЛИПАТОВ, председатель Комитета Государственной думы по энергетике.
От состояния ТЭК зависит вся промышленность.
  ПТА – УРАЛ.
  Эльвира НАБИУЛЛИНА, министр экономического развития РФ.
Экономически-административные стимулы для активности.
  Евгений ПРИМАКОВ, президент ТПП РФ, академик РАН. Россия перед выбором.
  Всеросийский конгресс "Экономико-правовое регулирование инновационной деятельности".

 

 

 




 

 

 

 

Портрет народного поэта

Размышления при чтении книги «Гамзат Цадаса в народной памяти»

 

Окончание. Начало в номере 77.

Гамзат хорошо знал арабский язык, сыгравший в истории Дагестана примерно такую же роль, какую сыграла латынь в средневековой Европе. В молодости он даже стихи и письма к ученым друзьям писал на арабском языке. Знание арабского открывало Гамзату возможность знакомиться с восточной культурой – философией, историей, юриспруденцией, географией. Через арабские литературоведческие источники он знакомился и с классиками европейской литературы: Вольтером, Гёте, Гюго.
У аварских поэтов, писавших по-арабски, не было значительных произведений на родном языке. Они сочиняли лишь для людей, владевших арабским языком, а не для народа. Цадаса сетовал: «Как знать, возможно, нечто подобное могло бы случиться и со мной. Но все же я жалею, что в свое время мало заглядывал в арабские сборники. Если бы я потратил на изучение богатой арабской литературы хоть часть тех лет, которые провел над логикой!» Однако, несмотря на эти искренние сетования, Цадаса, впитывавший в себя, как губка, мировую и особенно арабскую культуру, мог высказывать по-восточному мудрые суждения. Так, он сформулировал по-арабски социальный парадокс: «Богатый обокрал бедного соседа. Оттого бедняк стал богаче, а богач стал беднее».
На полях «Хрестоматии арабской литературы» Гамзат написал на аварском языке:
Кто скрывает бедность – тот вынослив.
Кто проглатывает свой гнев – тот крепок.
Кто доволен наличным – тот богат.
Кто живет надеждой на других – тот беден.
У мудрого язык – в душе.
У глупого душа – на языке.
Арабский язык давал Гамзату теоретическую вооруженность и помогал оттачивать поэтическое мастерство.
Из книги «Гамзат Цадаса в народной памяти» читатель черпает знания не только о поэзии и гражданской позиции Цадасы, но и его повседневном облике, жизненных предпочтениях. Гамзат Цадаса был столь же народен, как и его поэзия: он ходил в своей неизменной папахе, мягких сапогах, черной гимнастерке с кавказским поясом. Камиль Султанов пишет: «Гамзат нам нужен сегодня и всегда. Справедливость была его страстью». Это общероссийская установка – приоритет справедливости даже над правом. Эфиопская пословица гласит: «Самое трудное умение на свете – умение слушать другого». Этим редким качеством обладал Цадаса. Он был похож на школьного учителя и имел облик интеллигентного горца.
Один из источников народности поэзии Цадасы – укорененность его творчества в жизнь народа, в стихию народного художественного сознания. Он знал много поговорок и был тесно связан с горским фольклором. Его стих был заключен в национальное обличье, критики отмечают «прозаизм» его стиха. Традиции дагестанского фольклора – первые и естественные традиции поэзии Гамзата. Он сам считал себя поэтом нравов, обычаев и повседневного быта горцев.
Потемнело, и дождем
Пыль прибило на дороге,
И крутой далекий гром
Заглушил сигнал тревоги.
Как настоящий интернационалист, Цадаса всегда выступал за дружбу и братство народов. Наверное, то, что он не дожил до мировой трагедии – распада СССР, можно расценить как особую милость судьбы.
Как прекрасно и как ностальгически трагично звучат сегодня слова грузинского писателя Ираклия Абашидзе: «Если поэт действительно имеет право… говорить от имени своего народа, порой даже от имени всех народов, то я охотно воспользуюсь этим прекрасным правом. На замечательном столетнем юбилее Гамзата Цадасы я передаю самые искренние слова любви и уважения от моей родной земли вам, дагестанские братья и сестры, и в вашем лице желаю всему дагестанскому народу больших побед и подлинного счастья! Мне хочется сегодня с этой трибуны без конца повторять: ”Да здравствует братство советских народов!“, ”Да здравствует нерушимое братство Грузии и Дагестана!“ И повторять особенно для тех, кто знает и слышал о тяжком, достойном сожаления прошлом в истории взаимоотношений грузинского и дагестанского народов».
Сегодня Гамзат и его творчество нужны не только Дагестану, но и всей России, и всем странам постсоветского пространства. Внимание к его творчеству может способствовать возвращению единства и дружбы народов, веками живших бок о бок, способствовать укоренению духовных ценностей и спасать людей от жажды наживы, возвращать в нашу жизнь приоритет духовных ценностей над материальными, уважение к интеллигентности, к чувству справедливости.
Дети в семье Гамзата воспитывались мудро и гуманно и приучались к труду. Им было привито отрицание зазнайства и чувства превосходства над другими. Цадаса задавался вопросом: «Кто будет мне наследовать?» И отвечал себе сам: «Конечно, поэт других времен. Я хочу, чтобы этим поэтом был мой сын, мой маленький Расул». И в этом вопросе Цадаса тоже оказался счастливым человеком – желание народного поэта сбылось. На закате жизни ему довелось держать в руках первые книги Расула Гамзатова «Земля моя», «Песни гор», «Родной простор». Другой сын Гамзата тоже не посрамил отца: Гаджи Гамзатов стал ярким и известным филологом, автором признанных научным сообществом литературоведческих работ, академиком Российский академии наук.
Цадаса – поэт национальный, строки его стихов стали классикой. Я постарался наметить мозаичный портрет народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы, предстающий из книги «Гамзат Цадаса в народной памяти». Он с полным правом сказал о себе: «У народа брал, народу отдавал». Книга «Гамзат Цадаса в народной памяти» утверждает великую истину: поэт велик своим народом – народ велик своим поэтом.

Юрий БОРЕВ, академик Российской академии художеств

Информационно-аналитическое издание jjjj№78 2010j

 

 

 

ОБЩЕСТВО

 

Тошная сила.
Мария УДАРЦЕВА.
Ювенальная юстиция – благо или вред?
Юрий БОРЕВ, академик Российской академии художеств.
Портрет народного поэта
Василий ВЕПРИЦКИЙ.
Скорость, скорость...

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta