return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
Продовольственная безопасность - гарант социальной стабильности.
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ. Импортозамещение в интересах производителей и потребителей.
  Виктор ЗУБКОВ, первый заместитель Председателя Правительства РФ.
Обязанность государства, право граждан.
  Елена СКРЫННИК, министр сельского хозяйства РФ.
Шесть стратегических задач Российского АПК.
  Владимир НАЗАРОВ.
Сторонники: модернизация on-line.
  ОБЩЕСТВО
  Тошная сила.
  Мария УДАРЦЕВА.
Ювенальная юстиция – благо или вред?
  Юрий БОРЕВ, академик Российской академии художеств.
Портрет народного поэта
  Василий ВЕПРИЦКИЙ.
Скорость, скорость...
  ПРОДЭКСПО-2010
 

Тимофей НИЖЕГОРОДЦЕВ, начальник управления социальной сферы и торговли ФАС России.
Торговая деятельность: закон и практика.

  Старт делового сезона на отечественном продовольственном рынке.
  Илья КАЛЕТКИН, президент ООО «Аривера».
Мы заплатим слишком высокую цену за интенсификацию сельского хозяйства.
  Геннадий ГОРБУНОВ, председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу.
Законодательное обеспечение продовольственной политики государства.
  Федор МЕТЛИЦКИЙ, президент Международного экологического фонда.
Потенциал и проблемы рынка экологически чистой и безопасной продукции.
  Качество государственного стандарта.
  Валентин ДЕНИСОВ, председатель Комитета Государственной думы по аграрным вопросам. Общенациональная проблема.
  Ольга БОРЗОВА, председатель Комитета
Государственной думы по охране здоровья.
Питание и здоровье.
  Андрей КРЫЖАНОВСКИЙ, генеральный директор
ЗАО «Пищевой комбинат «ЛИНФАС».
Свобода выбора или принуждение к здоровому питанию.
  ЭКОНОМИКА
  Николай ЯКОВЕНКО, заместитель руководителя Департамента продовольственных ресурсов города Москвы. Поставщики Москвы: надежность и деловая репутация.
  Юрий КНЯЗЕВ.
Алло, такси?

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКОНОМИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СТИМУЛЫ ДЛЯ АКТИВНОСТИ

 






Эльвира НАБИУЛЛИНА, министр экономического развития РФ

«Нужно добиваться более эффективной деятельности госсектора, в том числе, в части инноваций», – подчеркнула министр в своем докладе на заседании Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию (25 декабря 2009 г.).

…Госкомпании пока формируют очень небольшой спрос на инновации. Это вызвано как тем фактом, что значительная их часть является монополистами на соответствующих российских рынках, так и тем, что, работая в формально конкурентных условиях, не утруждает себя инновациями, надеясь, что в критических условиях государство придет на помощь. Это значит, что рыночные стимулы для наращивания госкомпаниями инновационной активности фактически отсутствуют.
…Мы предлагаем использовать сочетание экономических и административных стимулов. С одной стороны, обязать госкомпании активизировать инновационную деятельность, с другой – обеспечить дополнительные меры государственной поддержки такой деятельности.

Главный административный стимул

Это – введение обязательных корпоративных программ инновационного развития, которые должны приниматься компаниями наряду, а не в составе инвестпрограмм. Программы должны разрабатываться по утвержденным Правительством требованиям, должны быть интегрированы в бизнес-стратегию и увязаны с инвестпрограммами компаний. Мы также предлагаем установить для компаний нормативы по доле расходов на НИОКР.
…Что, по нашему мнению, должно обязательно быть в инновационных программах госкомпаний? Во-первых, должна быть проведена адекватная оценка существующего технологического уровня в сравнении с конкурентами в России и за рубежом. Оценка независимая. Возможно, с привлечением зарубежных консультантов. При этом мы не имеем здесь в виду длительный и дорогостоящий полный технологический аудит – по отдельным нашим госкомпаниям он может проводиться до двух лет и стать поводом для отсрочки в разработке и принятии программ. Речь идет об экспресс-оценке уровня технологий по ключевым позициям с обязательным бенчмаркингом по отношению к лучшим мировым образцам.
На этом анализе основывается корпоративное видение в части технологических потребностей на среднесрочную перспективу, разрабатывается программа внедрения новых технологий и продуктов, формируются современные институты и механизмы планирования и управления внутрикорпоративными инновационными процессами.
…Программы инновационного развития должны быть интегрированы в бизнес-стратегию развития компаний и направлены на значительное улучшение основных показателей эффективности производственного процесса. Среди таких показателей: снижение себестоимости продукции; энергоэффективность; улучшение потребительских свойств продукции; повышение экологичности и безопасности производства. Мы предлагаем включить в корпоративные программы показатели, характеризующие их инновационную направленность по следующим направлениям: результативность НИОКР (рентабельность инвестиций в НИОКР, количество полученных патентов, объемы реализации продукции, производимой по результатам НИОКР и т.д.); технологическое лидерство – соотношение прорывных и улучшающих технологий, и др.
Естественно, что конкретные значения показателей в значительной степени будут зависеть от отраслевой специфики – например, для компаний энергосырьевого сектора потребность в разработке новых продуктов может быть сравнительно небольшой.
…Ежегодный отчет о реализации программы заслушивается на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, по итогам которого формулируются предложения по совершенствованию программы и механизмов ее реализации.
…Предлагаемые меры по разработке госкомпаниями инновационных программ в определенной степени носят «принуждающий» характер, поэтому в качестве своего рода компенсации мы предлагаем принять пакет мер, стимулирующих инновации, – как налоговых, так и финансовых и институциональных.

Экономические стимулы

В этом направлении уже многое сделано. Так, уже принят целый ряд стимулирующих налоговых мер. Эти меры, естественно, распространяются не только на госкомпании.
В то же время напомню, что суть инноваций не только в проведении НИОКР – само по себе это у нас сравнительно неплохо получается. Основной смысл – в трансформации разработок в готовую конкурентоспособную продукцию, в занятии новых рыночных ниш, повышении конкурентоспособности компаний и их капитализации.
Важнейшая роль в этом процессе принадлежит создаваемой в результате НИОКР интеллектуальной собственности, собственно и обеспечивающей конкурентные преимущества. В то же время у нас до сих пор отсутствуют стимулы к постановке создаваемой интеллектуальной собственности на баланс предприятий. Сейчас расходы на создание интеллектуальной собственности, если они уже отнесены на издержки предприятия, не могут учитываться при определении стоимости объекта, который ставится на учет. Это значит, например, что предприятие, потратившее миллионы на НИОКР, полученный в результате патент может поставить на баланс по стоимости государственной пошлины и услуг патентного поверенного. Такие «дешевые» интеллектуальные активы не вносят ничего в капитализацию предприятий, к тому же и амортизируются еще зачастую в течение 10 лет. Это, кстати, одна из причин, почему многие российские компании предпочитают регистрироваться в офшорах или просто в других странах, где в отношении интеллектуальной собственности действует лучший режим.
В то же время, в международной практике для решения этих проблем применяется несколько подходов. Наиболее распространенный, который мы и предлагаем ввести в России, – учет расходов на НИОКР при определении первоначальной стоимости нематериальных активов. Такой подход закреплен, в частности, в МСФО и применяется в большинстве развитых стран.
Есть еще такие варианты, как освобождение части дохода от использования, передачи и продажи интеллектуальных прав, но в наших условиях эта мера трудно применима, в том числе из-за сложностей с администрированием.
В качестве дополнительных мер налогового характера предлагаем также сократить сроки амортизации отдельных категорий нематериальных активов, используемых в производственной, научно-технической и инновационной деятельности. Сейчас по всем нематериальным активам «по умолчанию» установлен срок 10 лет, если иное не установлено в имеющихся документах в отношении конкретного объекта. Предлагаем ввести срок по выбору самой компании, но не меньше двух лет. В перечень активов, подпадающих под этот порядок, по нашему мнению, могут входить изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также программы для ЭВМ, базы данных.
Для стимулирования использования энергоэффективного оборудования предлагаем освободить такое оборудование от уплаты налога на имущество на первые три года. Для введения этой меры нужно провести необходимую организационную работу – составление перечня оборудования, определение классов энергоэффективности и т.д.
Нужна также доработка отдельных мер, принятых в прошлые годы, но по тем или иным причинам действующих неэффективно. Например, речь идет о полуторном коэффициенте при отнесении на расходы НИОКР по приоритетным направлениям, определенным в правительственном перечне. С одной стороны, перечень сделан на основе критических технологий, по которым в реальном секторе ведется не так много НИОКР. Поэтому предлагаем это перечень расширить, добавив иные направления на основе опроса самих компаний.
Во-вторых, выявилась значительная проблема с администрированием этой льготы – налоговые инспекторы (и их можно понять) не готовы брать на себя ответственность за определение, насколько та или иная НИОКР относится к правительственному перечню, поэтому льгота фактически не предоставляется. Необходим некий «институт подтверждения» того, что НИОКР реально относится к приоритетным. Мы предварительно проговорили с Минобрнауки и ФНС возможные варианты и остановились пока на том, что можно составить по каждой технологии перечень научных организаций, компетентных в соответствующей сфере, заключения которых будет достаточно для налоговых органов.
Теперь о неналоговых мерах. Здесь также уже многое сделано. Они касаются стимулирования технологической модернизации компаний и рассчитаны не только на поддержку собственно инноваций, но и на поддержку модернизации производства.
Для крупных компаний это, в первую очередь, их участие в так называемых важнейших инновационных проектах, в рамках которых государство берет на себя значительную часть расходов компаний на НИОКР при разработке и выведении на рынок новых инновационных продуктов и технологий. Параметры текущих ВИП-проектов представлены на следующем слайде.
Другие меры также хорошо известны – поддержка инновационных проектов через институты развития и инновационную инфраструктуру, использование льготного кредитования предприятий в приоритетных отраслях промышленности.

Дополнительные меры по стимулированию

…Что можно предложить дополнительно. Достаточно часто бывают случаи, когда необходимо реализовывать исследовательские проекты не в интересах отдельной госкомпании, а в интересах нескольких компаний. На одном из предварительных обсуждений нашей сегодняшней темы, например, упоминалась необходимость создания в России собственного испытательного центра для высоковольтного оборудования. Сейчас все подобные испытания проводятся в зарубежных центрах, и каждое испытание стоит порядка 500 тыс. долл. Другими примерами могут стать дорогостоящие технологии (например, сжижения попутного газа), разработку которых в одиночку «не вытянет» отдельная даже очень крупная компания. Такие проекты необходимо реализовывать на условиях частно-государственного партнерства, в том числе через существующие институты развития – Инвестфонд, ВЭБ, ФЦП…Также необходимо создать механизм работы с исследовательскими проектами, реализуемыми госкомпаниями в рамках президентских технологических приоритетов.

При содействии пресс-службы Министерства экономического развития РФ

Информационно-аналитическое издание jjjj№78 2010

 

 

 

АНТИКРИЗИС В
ДЕЙСТВИИ

 

Юрий ЛИПАТОВ, председатель Комитета Государственной думы по энергетике.
От состояния ТЭК зависит вся промышленность.
ПТА – УРАЛ.
Эльвира НАБИУЛЛИНА, министр экономического развития РФ.
Экономико-административные стимулы для активности.
Евгений ПРИМАКОВ, президент ТПП РФ, академик РАН. Россия перед выбором.
Всеросийский конгресс "Экономико-правовое регулирование инновационной деятельности".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta