return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
Продовольственная безопасность - гарант социальной стабильности.
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ. Импортозамещение в интересах производителей и потребителей.
  Виктор ЗУБКОВ, первый заместитель Председателя Правительства РФ.
Обязанность государства, право граждан.
  Елена СКРЫННИК, министр сельского хозяйства РФ.
Шесть стратегических задач Российского АПК.
  Владимир НАЗАРОВ.
Сторонники: модернизация on-line.
  ОБЩЕСТВО
  Тошная сила.
  Мария УДАРЦЕВА.
Ювенальная юстиция – благо или вред?
  Юрий БОРЕВ, академик Российской академии художеств.
Портрет народного поэта
  Василий ВЕПРИЦКИЙ.
Скорость, скорость...
  ЭКОНОМИКА
  Николай ЯКОВЕНКО, заместитель руководителя Департамента продовольственных ресурсов города Москвы. Поставщики Москвы: надежность и деловая репутация.
  Юрий КНЯЗЕВ.
Алло, такси?
  АНТИКРИЗИС В ДЕЙСТВИИ
  Юрий ЛИПАТОВ, председатель Комитета Государственной думы по энергетике.
От состояния ТЭК зависит вся промышленность.
  ПТА – УРАЛ.
  Эльвира НАБИУЛЛИНА, министр экономического развития РФ.
Экономически-административные стимулы для активности.
  Евгений ПРИМАКОВ, президент ТПП РФ, академик РАН. Россия перед выбором.
  Всеросийский конгресс "Экономико-правовое регулирование инновационной деятельности".

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЗАКОН И ПРАКТИКА
Почему ущемляются права поставщиков

Тимофей НИЖЕГОРОДЦЕВ, начальник управления социальной сферы и торговли ФАС России;

Федеральная антимонопольная служба провела анализ договорной практики торговых сетей. Внимание ведомства к теме обусловлено значительными трудностями, с которыми сопряжен выход поставщиков продовольственных товаров на крупные торговые сети. Помимо сведений о приобретении товара с целью последующей его продажи многие договоры включают в себя дополнительные обязательные условия для поставщиков, что противоречит антимонопольному законодательству.

 

Исследование проводилось на основании данных
2005–2009 гг. Изучались договора, заключенные торговыми сетями Воронежа, Екатеринбурга, Новосибирска, Тюмени, Кирова, Иркутска, Липецка, Владивостока, Хабаровска. Эксперты ФАС рассмотрели условия, на которых продуктовые магазины приобретают товары своего повседневного ассортимента – молочные, кисломолочные продукты, хлебобулочные изделия, мясо, колбасу, рыбу, бакалею (крупы, макаронные изделия), овощи, фрукты, соки, напитки.
В результате были выявлены многочисленные случаи ущемления прав поставщиков продукции. Крупные торговые сети активно создают дополнительные ограничения, значительно уменьшающие возможность проникновения на рынок розничной торговли продуктами питания новых участников.
Анализ договорной базы показал наличие многочисленных дополнительных условий, предоставляющих реализатору права, откровенно ущемляющие интересы поставщиков. Так, например, в ряде документов было прописано право возврата товара, в том числе нереализованного, поставщику. Не был оговорен формат поставки, что также давало магазинам простор для манипуляций. В ряде случаев были заключены так называемые рамочные соглашения с сохранением угрозы отказа или уменьшения поставки товара. Эти меры административного характера не только юридически закрепляли дискриминацию поставщиков, но и значительно снижали риски для торговых сетей. При этом вся ответственность переносилась на поставщиков.
Помимо этого комиссия ФАС выявила целый ряд условий, по которым поставщик обязывался совершать дополнительные выплаты непосредственно торговым сетям. Так, например, производители продуктов питания обязывались проводить в торговых сетях мероприятия, направленные на продвижение товаров, товарных знаков и упаковки. За это магазином взимался платеж в размере определенного процента от товарооборота. Проведение акций в магазинах также во многих случаях указывалось в договорах как обязательное условие и оплачивалось поставщиком. В ряде торговых сетей дополнительная плата взималась за размещение товара поставщика на торцевых стеллажах. Кроме того, поставщик был обязан гарантировать сетям минимальный фиксированный доход.
Также на основании документации были выявлены многочисленные примеры дискриминационной бонусной политики на рынке. Торговые сети определили целый ряд условий, при которых поставщики были обязаны совершать дополнительные выплаты в их пользу. Взималась плата за открытие новых магазинов сети, фиксировалась «премия», которую поставщик был обязан выплатить в случае достижения покупателем согласованного объема закупок товара. Отдельные выплаты следовали при изменении товарного ассортимента, в том числе при добавлении к имеющимся договорам поставок новых позиций. Оказание логистических услуг со стороны торговых сетей также являлось платным.
Проанализировав договора по возмездному оказанию услуг, специалисты ФАС подсчитали, что в ряде случаев совокупные дополнительные выплаты поставщиков товаров в пользу хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг по розничной торговле продовольственными товарами, доходят до 30–40 и более процентов от товарооборота.
Таким образом, поставщики повсеместно вынуждены закладывать значительный объем платежей в пользу торговых сетей, осуществляющих деятельность на рынке услуг розничной торговли продовольственными товарами, в цену товара либо компенсировать его из собственной прибыли и иных источников.
С учетом изложенного можно сделать вывод, что розничная цена товара формируется не только исходя из себестоимости производства и наценок на уровнях дистрибьюции товара (наценки производителя, наценка дистрибьютора, торговая наценка розничной сети), но и в значительной степени несет в себе затраты поставщика товара, связанные с дополнительными выплатами в пользу торговых сетей, затратами на предоставление товарного кредита торговым сетям (отсрочки платежей).
В итоге любой положительный финансовый результат, полученный поставщиками в результате оптимизации собственных затрат, эффективной маркетинговой политики или прямых субсидий и программ государственной поддержки, изымается торговыми сетями через сложившуюся дискриминационную практику договорных отношений.
Полученные данные имеют большое значение как для самих участников рынка, так и для властных структур, осуществляющих регулирование услуг розничной торговли.
Это поможет составить более четкое представление о современном состоянии рынка, стимулировать его развитие, а также определить пути совершенствования законодательства в данной сфере.
Информация о действиях хозяйствующих субъектов рынка услуг розничной торговли продовольственными товарами, которые способны привести к ограничению конкуренции, была использована ФАС как в своей непосредственной работе – возбуждены дела по признакам нарушения Закона о конкуренции, так и в разработке проекта ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Так, по итогам анализа рынка ФАС предложила внести в текст законопроекта ряд уточнений, которые позволят исключить нарушения, имеющие место в настоящий момент: распространить запреты на совершение торговыми сетями действий в их взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставку товаров, в том числе и на деятельность по оказанию услуг в связи с осуществлением торговой деятельности; уточнить определения торговой сети; ввести запреты на принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления актов и осуществление действий, направленных на установление на товарном рынке правил ведения хозяйственной деятельности, отличных от норм и правил, установленных федеральным законодательством; дополнить законопроект нормой, устанавливающей обязанность торговых сетей размещать информацию, содержащую правила и требования, в соответствии с которыми торговая сеть и хозяйствующие субъекты, входящие в ее группу лиц, осуществляют отбор контрагентов для последующего заключения договоров, а также контроль за исполнением договоров, досрочное расторжение договоров, исчерпывающий перечень и стоимость услуг, оказываемых торговой сетью и (или) хозяйствующими субъектами, входящими в ее группу лиц.
Кроме того, предлагалось ввести четкие требования к срокам и правилам оформления документов по оплате товара хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и уточнить полномочия антимонопольного органа при осуществлении им контрольных функций за соблюдением норм законодательства о государственном регулировании торговой деятельности.
В последней редакции закона были учтены основные пожелания ФАС, в частности, оговорены антимонопольные требования и обозначены требования к органам власти по определению доли на рынке. Дальнейшая деятельность в этом направлении будет зависеть от хода реализации положений нового закона. Исследования рынков будут продолжаться, и в случае необходимости будут вноситься дополнительные коррективы в законодательство для его совершенствования и развития конкуренции в торговле.

 

Информационно-аналитическое издание jjjj№78 2010

 

 

 

ПРОДЭКСПО-2010

 

Тимофей НИЖЕГОРОДЦЕВ, начальник управления социальной сферы и торговли ФАС России.
Торговая деятельность: закон и практика.
Старт делового сезона на отечественном продовольственном рынке.
Илья КАЛЕТКИН, президент ООО «Аривера».
Мы заплатим слишком высокую цену за интенсификацию сельского хозяйства.
Геннадий ГОРБУНОВ, председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу.
Законодательное обеспечение продовольственной политики государства.
Федор МЕТЛИЦКИЙ, президент Международного экологического фонда.
Потенциал и проблемы рынка экологически чистой и безопасной продукции.
Качество государственного стандарта.
Валентин ДЕНИСОВ, председатель Комитета Государственной думы по аграрным вопросам. Общенациональная проблема.
Ольга БОРЗОВА, председатель Комитета
Государственной думы по охране здоровья.
Питание и здоровье.
Андрей КРЫЖАНОВСКИЙ, генеральный директор
ЗАО «Пищевой комбинат «ЛИНФАС».
Свобода выбора или принуждение к здоровому питанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta