return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
Именно сейчас нужно делать инвестиции!
  Борис ГРЫЗЛОВ, председатель Высшего совета партии «Единая Россия», Председатель Государственной думы. Такие идеи у «Единой России» есть!
  _БЕЗОПАСНОСТЬ
  Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.
  «Новая холодная война» против России.
  «Золотые орлы» спецназа.
  _ЭКОНОМИКА
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ.
Без авиации у российской экономики нет будущего

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИННОВАЦИИ – СТРАТЕГИЯ развития РОССИИ






Сергей МАЗУРЕНКО,
руководитель Федерального
агентства по науке и инновациям

 

С 26 по 29 августа 2009 г. в Москве во Всероссийском выставочном центре проходит IX Московский международный салон инноваций и инвестиций. Этот Салон проводится с 2001 г. и является одним из крупнейших в России, уникальным научно-техническим форумом изобретателей, разработчиков и производителей ысокотехнологичной продукции, инвестиционных проектов в научно-технологической сфере и промышленности.

Экспозиция Салона продемонстрирует только основные результаты и перспективные направления комплексной и системной деятельности Минобрнауки России, Федерального агентства по науке и инновациям по развитию фундаментальной и прикладной науки в рамках федеральных целевых программ, по формированию инновационной экономики в России.
Сегодня ключевой задачей развития нашей национальной экономики является построение инновационной системы, т.е. создание конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях экономики, где основным двигателем являются не темпы освоения природных ресурсов, а идеи, изобретения и умение внедрять их в повседневную жизнь.
XXI век связан не только с новыми научными и технологическими революциями, но и с принципиальными изменениями в экономических процессах, как в международном масштабе, так и в рамках отдельных государств. Противоречивые процессы в мировой экономике последнего времени еще раз показали правильность политического курса российского государства на развитие наукоемких высоких технологий и формирование инновационной экономики.
Переход к инновационному развитию является важнейшей задачей всего нашего общества, его модернизации и формирования в стране современной высокотехнологичной структуры экономики. Именно эта цель стала основой формирования государственной политики в области научно-технологического развития в начале XXI века. Исходя из этой стратегии, Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) реализует системный подход к формированию национальной инновационной системы (НИС).
Все необходимые предпосылки для этого у нас в стране созданы за прошедшие годы, и мы не упустили благоприятное для этого время. Те задачи, которые нам необходимо будет решать в последующие годы: существенное изменение производительности труда, изменение доли высокотехнологического сектора в структуре ВВП страны, - могут быть решены на базе того научного, научно-технологического, финансового и организационно-экономического (государственно-частное партнерство) ресурсов, созданных за прошедшие годы в рамках реализации федеральных целевых программ.
Уже в ходе реализации ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг. удалось отработать важнейшие элементы инновационной системы: проектно-целевое финансирование; реализовать полную инновационную цепочку - от ориентированных поисково-прикладных исследований, через разработку технологий, к коммерциализации полученных научных результатов; сформировать необходимые центры инновационной инфраструктуры. Такой комплексный и системный подход обеспечил достаточно успешное сочетание проводимых научных исследований с вопросами формирования элементов инновационной системы, вопросами взаимодействия науки и бизнеса, позволил выявить те барьеры и проблемы, которые еще необходимо решить и преодолеть.
Какие же итоги мы получили в рамках реализации ФЦНТП? На реализацию мероприятий этой Программы из средств государственного бюджета в 2005-2006 гг. было выделено более 15 млрд. руб., из внебюджетных источников привлечено еще свыше 8 млрд. руб. Было заключено 2652 контракта, которые выполняли 763 организации (наибольший объем работ принадлежит частному сектору). Сформированы также элементы инновационной системы в регионах. Например, центры трансфера технологий (ЦТТ), центры коучинга, ориентированные на подготовку предпринимателей в сфере венчурного бизнеса.
Сегодня главной для нас ФЦП, как по объемам финансирования, так и по стоящим перед ней задачам, по-прежнему остается ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы».
Нашу Программу характеризует, наряду с мультидисциплинарностью, следующее: мы реализуем всю инновационную цепочку. Так устроена Программа. В начале цепочки - блок генерации знаний (ориентированные поисковые прикладные исследования, НИОКР), далее - блок разработки технологий, блок коммерциализации технологий, который включает в себя комплексные проекты, важнейшие инновационные проекты государственного значения (ВИП-проекты), а так же работы по формированию научно-исследовательской инфраструктуры. Более того, необходимо сказать не только о Программе «Исследования и разработки», но и о других программах Роснауки, каждая из которых формирует цепочки результатов по важнейшим направлениям развития науки и технологий в стране. Это ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы», «Национальная технологическая база на 2007 – 2011 годы», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 – 2013 годы» и другие.
В рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» объем финансирования ВИП-проектов за счет средств федерального бюджета должен составлять 1-2 млрд. руб., при этом объем внебюджетного финансирования должен быть не менее 60% от общего объема финансирования, а продолжительность реализации проектов - не более 4-х лет. Исполнители проектов должны обеспечить пятикратное превышение продаж созданной инновационной продукции относительно затраченных на проект бюджетных средств.
Масштабы реализации новой федеральной целевой программы позволяют говорить, что мы на практике переходим от создания основных элементов инфраструктуры к комплексному формированию инновационной экономики в России.
В 2008 году по восьми из десяти целевых индикаторов Программы были достигнуты значения превышающие плановые, в том числе по вызывавшему опасения индикатору «Объем привлеченных внебюджетных средств» (при плановом значении 6,5–7 млрд. рублей) удалось привлечь 9,25 млрд. руб.
В 2008 г. завершилась также первая группа комплексных проектов, запущенных в 2007 г. и рассчитанных на 2 года, по мероприятиям 2-го блока ФЦП «Разработка технологий». Как показала приемка 24 комплексных проектов, завершившихся в этом году, все они успешно выполнены. Каждый из них заслуживает добрых слов, за неимением времени упомяну лишь один, направленный на решение такой актуальной проблемы для страны как энергосбережение. Речь идет о разработке Всероссийского электротехнического института им. В.Ленина «Комплекс электротехнического оборудования для повышения пропускной способности, экономичности и надежности систем передачи энергии». Созданное оборудование позволяет уменьшить потери на 20% в высоковольтных линиях электропередачи, уменьшить их габариты на 30%, продлить сроки эксплуатации оборудования.
Ведущая роль в налаживании четкой работы механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере принадлежит важнейшим инновационным проектам государственного значения. Всего на финансирование пяти проектов в 2008 г. государством направлено 7,5 млрд. руб., со своей стороны промышленность, бизнес-структуры вложили чуть меньше 7,04 млрд. руб. Объем дополнительного производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет созданных передовых технологий только в минувшем году составил 15,3 млрд. руб.
В качестве примера успешной реализации важнейших инновационных проектов государственного значения можно приведу только один проект ЦНИИ КМ «Прометей». Целью этого проекта являлось обеспечение строительства магистральных наземных и подводных нефте - и газопроводов, конструкций морских технических сооружений и глубоководных морских конструкций, обслуживающих морские нефтегазовые месторождения, стальными высокопрочными конструкционными материалами и трубами большого диаметра отечественного производства. Разработанные по проекту материалы и освоение производства из них труб позволят отказаться от импорта продукции, а также обеспечить ее экспорт.
Теперь российские металлурги имеют возможность производить трубы диаметром 1420 мм, которые можно подвергать обработке (варить) при температуре минус 5 0С без предварительного нагрева, а это очень важно в условиях Арктики. Износостойкость стали увеличена в 2 раза, сейсмостойкость увеличена до 8 баллов по шкале Рихтера, а стоимость производимой продукции сохранена на прежнем уровне. Новая продукция превышает требования, предъявляемые к зарубежным аналогам по сопротивлению к хрупким разрушениям, и позволят отказаться от импорта такой продукции.
В ходе выполнения проекта Череповецкий металлургический комбинат ОАО «Северсталь» и ЗАО «Ижорский трубный завод» уже изготовили по этой новой технологии и поставили ОАО «Газпром» почти 46 тыс. т труб диаметром 1420 мм из стали, отличающейся повышенными прочностными свойствами.
Конечно, задачи формирования инновационной экономики сегодня еще не решены. Но они решаются. Главное в другом: государство выделяет средства на опережающее развитие инновационных отраслей. И Россия постепенно и последовательно наращивает ресурсы своей инновационной экономики. И в таких сферах, которые являются определяющими для будущего всей мировой экономики, задают прорывные направления научно-технологического развития мира.

Информационно-аналитическое издание jjjj№71 2009

 

 

 

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

 

IX Московский международный салон инноваций и инвестиций.
Стратегический альянс науки, образования,
инноваций и бизнеса.
Светлана АФАНАСЬЕВА,
генеральный директор ФГУ НИИ РИНКЦЭ.
К современным организационным технологиям.
Сергей МАЗУРЕНКО,
руководитель Федерального агентства по науке и инновациям.
Инновации - стратегия России.
Геннадий КОТЕЛЬНИКОВ, ректор Самарского государственного медицинского университета (СамГМУ), академик РАМН, заслуженый деятель науки РФ.
Инновации СамГМУ вышли на мировой рынок.
Юрий КОТОВ, председатель Правления Московской ТПП, председатель Комитета ТПП РФ
по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров.
Консолидация – главный антикризисный инструмент.
Александр ГОРБОКОНЕНКО, ректор УлГТУ, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ.
УлГТУ – ведущий учебный и научный центр Ульяновской области.
Юрий ПАРХОМЕНКО д.ф.-м.н., профессор,
директор ОАО «Гиредмет» ГНЦ РФ.
«ГИРЕДМЕТ»: наука-технологии-производство.
В интересах инновационной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta