return_links(2); ?>
Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta

 

 

  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства
Российской Федерации.
У нас есть сложности, но нет кризиса.
  М.И. СУХОДОЛЬСКИЙ, первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации,
генерал-лейтенант милиции.
Новейшие технологии на службе МВД России.
  Геннадий КРИВОШЕЕВ, вице-президент Российской медицинской ассоциации, председатель Комитета стратегического анализа и планирования развития здравоохранения РМА.
О комплексном противодействии наркоагрессии и организации адекватной противоболевой помощи гражданам России
  _БЕЗОПАСНОСТЬ
  Владимир БАБКИН, директор Департамента авиационной промышленности Минпромторговли России.
Судьба Авиапрома в руках государста.
  Владимир ЛЕУС, директор ООО «Рокса Энтранс». Электромагнитные замки от «Рокса Энтранс».
  Владимир ПРОНИЧЕВ, первый заместитель Директора – руководитель Пограничной службы ФСБ России,
генерал армии.
Государственная граница РФ: защита и охрана
  «Интерполитех-2008»
  Андрей НОВИКОВ, руководитель Антитеррористического центра государств–участников Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ), генерал-полковник милиции.
Антитеррор в формате содружества.
  Юрий ВАСИЛЬЕВ,
председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам.
Характер расходов на национальную оборону
качественно изменится.
  _ТЕХНОЛОГИИ
  Экологически чистые территории.
  Итоги XX Симпозиума «Современная химическая физика».
  «ПТА-2008»: инновации промышленной автоматизации.
  «InterBuildCoN»: встреча профессионалов строительной отрасли.
  _РЕГИОН
  Игорь СЛЮНЯЕВ, губернатор Костромской области.
Костромская область - территория для инвестиций.
  Валерий СОРОКИН,
директор ОАО «Костромской ювелирный завод».
Качество. Доверие. Традиции
  Бембя ХУЛХАЧИЕВ, заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России).
Развитие региональных финансовых рынков:
итоги, задачи, перспективы
  Владимир ЯКУШЕВ, губернатор Тюменской области.
Идти навстречу инвесторам выгодно всем
  Валерий ИОНОВ, заместитель председателя
Правительства Рязанской области.
Строительный комплекс Рязанской области:
результативность и динамичность.
  _НАУКА И ПРАКТИКА
  Сергей МАЗУРЕНКО, руководитель Федерального агентства
по науке и инновациям (Роснаука).
Инновации уже можно и нужно демонстрировать.
  Государственно-частное партнёрство —
улица с двусторонним движением
  _МИР
  Виктор ОРЕЛ, международный журналист,
писатель (Лас-Вегас, Невада).
Секс-игрушки под замком.
  Мовлади ГАЙРАХАНОВ.
Пастух и стадо.
  Татьяна МАРТЫНОВА.
250 миль на шлюпках.
  _ЧТЕНИЕ
  Обзор книг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О совершенствовании системы ГЧП








Александр ШОХИН, президент РСПП

 

 

Вступительное слово на конференции «Государственно-частное парт-
нёрство: новые возможности для развития инфраструктуры в странах с переходной экономикой» (Москва, 21–22 октября 2008 г.).

– В условиях финансового кризиса тема конференции может показаться не совсем актуальной. Сейчас все усилия направлены на минимизацию уже проявившихся негативных последствий кризиса и выравнивание ситуации на рынке. Но хотя всё внимание и государства, и бизнеса приковано к решению этой проблемы, вопрос развития ГЧП, особенно инфраструктурных проектов, весьма актуален даже сейчас.
В условиях кризиса у проектов ГЧП есть целый ряд преимуществ, способствующих стабилизации рынка:
вложение средств в инфраструктурные проекты и, соответственно, стимулирование спроса, как правило, более эффективно, чем простое вливание денег в финансовую систему. Хотя это, разумеется, не взаимозаменяемые, а взаимодополняющие меры;
снимается острота проблемы недоверия участников рынка, которое способно усугубить кризисную ситуацию, т.к. в условиях кризиса надежность государства как партнёра является серьезной гарантией стабильности выполнения условий сделки;
за счет использования двух источников финансирования (частные и бюджетные средства) снижается острота проблемы нехватки ликвидности, приведшая потенциальных участников проектов ГЧП к фиксированию развития бизнеса на уже достигнутых рубежах;
для частных компаний в рамках проектов ГЧП появляется возможность привлекать долгосрочные средства, что особенно важно в условиях уже начавшегося сокращения сроков заимствований на российском финансовом рынке.
Еще одним немаловажным последствием реализации проектов ГЧП станет готовность российской инфраструктуры к новому перспективному вызову – экономическому росту после завершения кризиса. Это критически важно, учитывая нагрузку на существующую инфраструктуру.
Но несмотря на то, что партнерство государства и бизнеса теоретически весьма взаимовыгодно, оно не может быть реализовано в полном объеме при существующих недостатках нормативно-правовой базы.
1. Даже понятие ГЧП до сих пор не определено законодательно, отсутствует четкое распределение прав и обязанностей сторон при реализации такого партнерства, нет четкого разграничения функций институтов развития.
2. Необходимо обеспечить прозрачность финансирования институтов развития. Сейчас у всех институтов есть общая проблема: неясность критериев отбора проектов, зачастую их избыточная жесткость и субъективность их применения. Фактически не существует регламента рассмотрения проекта с жесткими сроками для каждого из этапов и ответственностью органов власти за затягивания этого рассмотрения. Если нет регламента – можно подумать о передаче этих функций бизнесу на основе аутсорсинга.
3. Не существует полноценного мониторинга проектов ГЧП. Если на федеральном уровне можно найти хотя бы минимальную информацию по реализуемым проектам, например, по проектам Инвестфонда, то на региональном уровне бизнес сталкивается с очень большими проблемами при получении сведений о планируемых или реализуемых проектах.
4. Даже в случаях, когда вносятся важные и полностью устраивающие бизнес изменения в нормативную правовую базу ГЧП, нередко работа не доводится до конца. Принято решение о возможности финансирования из Инвестфонда комплексных проектов, но четких критериев – что такое комплексный проект – не появилось.
5. Эти предложения относятся не только к средствам институтов развития, а ко всем инвестиционным расходам федерального и региональных бюджетов. Необходима максимально прозрачная система расходования таких средств, в том числе в рамках ФЦП.
6. Отдельный вопрос – недостаточность гарантий инвесторов. Сейчас инвестору не гарантирована поддержка Инвестфонда на стадии строительства при одобренном проекте на разработку ПСД и уже осуществленных вложениях в ее подготовку. Необходимо объединить этапы разработки проектно-сметной документации и строительства. Соответствующие изменения в нормативную правовую базу уже готовятся.
7. При реализации проектов ГЧП речь может идти не только о «промышленной», но и социальной инфраструктуре. Это сложное, но очень перспективное направление государственно-частного парт-
нёрства.
На фоне кризиса и замораживания большинства запланированных частных инвестиций совместные проекты в рамках ГЧП могут на некоторое время стать ключевыми проектами, направленными на дальнейшее развитие экономики. Для того чтобы этот механизм заработал и формат взаимодействия стал действительно партнерским, нужна доработка нормативно-правовой базы и четкое разграничение полномочий и обязательств бизнеса и государства.

Департамент информации и связей
с общественностью ТПП РФ

Сергей МИРОНОВ, Председатель Совета Федерации ФС РФ. Инвестиционные процессы в регионах: позитивное развитие.
Инвестиционные возможности регионов России.
Евгений ПРИМАКОВ,
президент Торгово-промышленной палаты РФ.
Диалог государства и бизнеса будет продолжаться.
Александр ШОХИН, президент РСПП.
О совершенствовании системы ГЧП.
Константин УТОЛИН.
Уголь: энергетика на завтра.

 

ЭКОНОМИКА

 

 

 

Информационно-аналитическое издание jjjj№63 2008j