Рынок госзакупок Москвы: факторы успеха
Наталья СЕРГУНИНА, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений
По данным «РТС-Тендер», в 2017 г. российский рынок госзакупок достиг 36,5 трлн руб. На нем было заключено более 4 млн сделок. Лидером рынка является Москва – в 2017 г. столица закупила товаров и услуг на 2 трлн руб. по 44-ФЗ и на 13,9 трлн руб. по 223-ФЗ, что в сумме составляет около 44% всего объема госзакупок страны.
Малый бизнес
Привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к закупочным процедурам стало одним из приоритетов для Правительства Москвы. Конкурируя за право поставки в городские учреждения товаров, выполнения работ и оказания услуг, малый бизнес активно приходит на столичный рынок закупок, и сегодня создаются необходимые условия для его эффективной работы.
В 2017 г. городские заказчики заключили с представителями малого бизнеса более 250 тыс контрактов на общую сумму более 200 млрд руб. В среднем на один контракт претендовало пять участников. Аналогичный уровень конкуренции был в 2016 г. Показатели среднего снижения цены составили в 2017-м 11,8 процента, что несколько выше, чем годом ранее (11,1 процента). Одним из инструментов расширения доступа малого бизнеса на рынок закупок столицы является портал поставщиков.
Инновационные закупки
Комплексный подход к развитию инновационной экосистемы делает Москву привлекательной для компаний и для локализации современного производства. Объем закупок инновационной продукции заказчиками Москвы по итогам 2017 г. составил около 70 млрд руб. – более десяти процентов от общего объема закупок столицы. Это на четверть больше, чем годом ранее, а по сравнению с 2014 г. – рост в два раза.
Такие закупки важны для поддержки инновационных компаний. Специальные программы помогают выявлять инновационные методы решения городских задач, а затем новые технологии и продукция добавляются в специальный перечень.
90 процентов закупок происходит в электронном виде. В ближайшие несколько лет планируется сделать участие в процедурах и заключение контрактов доступными с мобильных телефонов. Сейчас в единой информационной системе работают уже более двух миллионов пользователей.
Конкуренция
Рынок закупок Москвы открыт для новых поставщиков. Даже при уровне конкуренции 4,8 участника на лот – при среднем показателе по России 2,8 участника – город заинтересован в расширении круга партнёров. Усиление конкуренции идёт на пользу столице, качество предоставляемых товаров и услуг заметно повышается. Высокая конкуренция на столичном рынке закупок объясняется комфортными условиями, созданными для бизнеса.
Региональные производители все увереннее чувствуют себя на рынке закупок Москвы. Благодаря их ценам и ассортименту выпускаемой продукции можно смело конкурировать со столичными поставщиками по разным предметам закупок. Регионы-лидеры среди поставщиков – Московская область (более 15% контрактов), Санкт-Петербург, Краснодарский край, Нижегородская, Оренбургская, Рязанская области, Татарстан и Карачаево-Черкесская Республика.
Нормирование и стандартизация
Высокие показатели развития столичного рынка госзакупок обусловлены двумя основными факторами. Во-первых, на сегодняшний день 90% закупок Москвы проходит в электронном виде. В ближайшие несколько лет планируется сделать участие в процедурах и заключение контрактов доступными с мобильных телефонов. Сейчас в единой информационной системе работают уже более двух миллионов пользователей.
Второй фактор успеха – нормирование и стандартизация, которые позволяют делать закупочный процесс максимально прозрачным.
Доля стандартизированных процедур в Москве составляет 40 процентов, а к концу года может увеличиться до 50 процентов. Объем закупок по типовой документации составляет 250 млрд руб. в год. Для стандартизированных позиций устанавливаются предельные цены продукции. За счет этого минимизируются трудозатраты заказчиков на подготовку процедур, а поставщики получают понятные и прозрачные правила для участия в закупках. Практика показывает, что количество жалоб по стандартизированным процедурам значительно меньше.
Кроме того, столице удалось максимально отказаться от формальных критериев при определении поставщика. Тщательный подбор критериев и диапазонов технических параметров обеспечил, с одной стороны, гарантированно высокое качество закупаемой продукции, в том числе и минимальные эксплуатационные издержки, отсутствие простоев в эксплуатации, а с другой – возможность участия в конкурентном отборе максимально возможного круга потенциальных участников, понятные и прозрачные правила допуска к торгам.