Яндекс.Метрика
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
МЫ ГОТОВЫ К НАСТОЯЩЕМУ ПРОРЫВУ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ЭКОНОМИКА ВЕРНУЛАСЬ К РОСТУ
  Антон СИЛУАНОВ, министр финансов РФ
«СЕРАЯ ЗОНА» – ЭТО НЕВЫГОДНО
  Максим ОРЕШКИН, министр экономического развития РФ
УВЕРЕННО, ВМЕСТЕ – ВПЕРЕД!
  ТЕХНОЛОГИИ
  ВЫСОКИЙ СТАТУС, АВТОРИТЕТНОСТЬ, МАСШТАБНОСТЬ
  МОЩНЫЙ СТАРТОВЫЙ ПОЛИГОН
  «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2018» ПРИГЛАШАЕТ
  ЭКОНОМИКА
  АРКТИКА 2018
  ЭНЕРГЕТИКА ЗАПОЛЯРЬЯ
  В ПОМОЩЬ МАЛОМУ БИЗНЕСУ
  Валерия ПЕРЦЕВА, нотариус нотариального округа Липецкого района Липецкой области
НОТАРИУС ВСЕГДА В ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
  ОБЩЕСТВО
  ВОЗРОЖДАЕМ ТРАДИЦИИ КУЗНЕЧНОГО ДЕЛА
  ПОКЛОНИТЕСЬ ДЕРЕВНЕ
  СЧАСТЬЕ СТАТЬ РОДИТЕЛЯМИ













































Государственно-частное партнерство в строительстве скоростных автомобильных дорог

В целях снижения нагрузки на федеральный бюджет Государственная компания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») привлекает частные инвестиции в дорожную отрасль. Государственной компании передали в доверительное управление ряд автомобильных дорог с целью их строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства – ГЧП. Доля внебюджетного финансирования в инвестиционных проектах «Автодора» весьма велика – 35%.

Не только частные инвесторы, но и государство заинтересовано в прямых бюджетных доходах, которые увеличиваются после строительства дороги, оно может выполнять активную инвестирующую роль. Ликвидность рынка инвестиций могут повысить структурные облигации или инфраструктурная ипотека. О необходимости подобных механизмов в своем послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года говорил Президент России Владимир Путин: «Нужно наращивать качество и объемы дорожного строительства, использовать для этого новые технологии и решения, инфраструктурную ипотеку, контракты жизненного цикла».

Механизм сквозных контрактов жизненного цикла, когда инвестор вкладывается во все этапы проекта от строительства до эксплуатации, еще предстоит создать, но ряд существующих моделей ГЧП уже реально действует.

Концессия

С началом строительства скоростной дороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург» для российских автомобилистов стало привычным слово «концессия». Но это лишь одна из моделей государственно-частного партнерства, есть несколько таких схем: концессия, ДИС, операторское соглашение, корпоративное ГЧП.

Концессия – это вид договора о строительстве или реконструкции дороги, софинансировании затрат, содержании, ремонте и сборе платы, возможно, землеустроительных работах, подготовке территории, разработке проектной документации. Доля частного капитала высока – превышает 50%. Срок тоже большой – 20-30 лет, он зависит от жизненного цикла объекта. Концессии имеют различия.

1. Концессионное соглашение с прямым сбором платы – схема, когда концессионер (частный инвестор) сам собирает плату за проезд. Назначает оператора, который и получает деньги за проезд с пользователей в течение оговоренного срока эксплуатации. А после этого дорога передается в собственность государству.

2. Концессионное соглашение с платой концедента. Тут уже выручка идет в доход концеденту (заказчику), а концессионеру возвращают инвестиции, делают платежи на содержание. Эта форма позволяет заказчику со стороны государства («Автодору») активно влиять на качество эксплуатации дороги при помощи денежных бонусов или штрафов.

Например, на основе концессии построен и эксплуатируется головной участок трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург» (км 15 – км 58), стоимость проекта – 66,1 млрд руб., в т.ч. объем частного капитала - 36,4 млрд руб. Плата поступает в доход концессионера, в течение трех десятков лет он управляет дорогой. А реконструкция трассы М-1 «Беларусь» на участке км 33 – км 84 предусматривает концессию с платой концедента.

Так что концессия – это не просто приход частного владельца, а сложный механизм взаимодействия с государством.

Что такое ДИС

ДИС – долгосрочное инвестиционное соглашение – еще одна модель ГЧП. Как и в случае с концессией, частный инвестор участвует в строительстве или реконструкции, софинансировании или даже проектной деятельности. Но внебюджетное финансирование не превышает 20-25%. И инвестор не может сам собирать плату за проезд, он получает плату концедента. Срок – от 22 до 30 лет. Такая форма будет применяться, например, при строительстве трассы М-3 «Украина» (участок км 65 – км 124).

Есть еще одна разновидность ДИС – операторское соглашение. Здесь частная сторона не строит дороги, она занимается содержанием и ремонтом, организацией взимания платы и автоматизированной системы управления дорожным движением. И получает плату от государственного партнера. Такая форма используется на участках большой протяженности (200-400 км), на которых строительство или реконструкция уже завершены или близки к завершению. Срок – 10-15 лет.

Корпоративное ГЧП

Вот еще одна модель: создание проектной компании для реализации проектов, где государственный партнер изначально выступает заказчиком и учредителем. А частный инвестор получает платежи. Эта модель ГЧП может быть реализована при строительстве и эксплуатации «Обхода г. Аксай» на трассе М-4 «Дон». Проект только в феврале текущего года впервые представили на Российском инвестиционном форуме в Сочи, а после показали в числе нескольких проектов «Автодора» в рамках этого нового механизма иностранным инвесторам.

«Недавно в Бахрейне мы представляли «Обход г. Аксай» арабским фондам и инвестиционным группам в линейке наиболее привлекательных проектов, которые мы будем реализовывать в значительной степени за счет частных ресурсов, – рассказал председатель правления Государственной компании «Автодор» Сергей Кельбах. – Судя по всему, судьба «Обхода г. Аксай» такова: сейчас мы его доструктурируем таким образом, чтобы значительная часть средств Государственной компанией была привлечена через выпуск облигаций. Это будет в чистом виде корпоративное государственно-частное партнерство, когда Государственной компанией будет создана и капитализирована специальная проектная компания, чтобы потом через продажу доли вошел инвестор. Мы эту схему показывали в Бахрейне, она интересна арабским инвесторам».

В этом еще один плюс ГЧП – в дорожное строительство можно привлекать и зарубежные инвестиции.

Государственная компания «Российские автомобильные дороги»
(Государственная компания «Автодор»)
127006, Москва, Страстной бульвар, 9
тел.: + 7 (495) 727-11-95
e-mail: info@russianhighways.ru

Информационно-аналитическое издание jjjj№145 2018



ГОСЗАКАЗ 2018

  ЗАКУПКИ ПЕРЕХОДЯТ В ЭЛЕКТРОННУЮ ФОРМУ
  Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ: ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ, ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ
  ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СТРОИТЕЛЬСТВЕ СКОРОСТНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
  Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель ФАС России
КАРТЕЛЬ ГУБИТ ЭКОНОМИКУ
  Рачик ПЕТРОСЯН, заместитель руководителя ФАС России
ПЕРЕХОД К ЦИФРОВОЙ СИСТЕМЕ ЗАКУПОК
  Антон ГЕТТА, координатор проекта ОНФ «ЗА честные закупки», заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по финансовому рынку
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
  Наталья СЕРГУНИНА, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений
РЫНОК ГОСЗАКУПОК МОСКВЫ: ФАКТОРЫ УСПЕХА
  Татьяна ГОЛИКОВА, председатель Счетной палаты РФ
В ФАРВАТЕРЕ ЗАДАЧ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД СТРАНОЙ
  Эльвира НАБИУЛЛИНА, председатель Центрального банка РФ
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
  Сергей ГЛАЗЬЕВ, советник Президента РФ
ЗАДАЧА ВЫПОЛНИМА
  Аркадий ПОНОМАРЁВ, депутат Госдумы РФ от Воронежской области, председатель Совета Российского союза предприятий молочной отрасли
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АПК И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta