Яндекс.Метрика
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
МЫ ГОТОВЫ К НАСТОЯЩЕМУ ПРОРЫВУ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ЭКОНОМИКА ВЕРНУЛАСЬ К РОСТУ
  Антон СИЛУАНОВ, министр финансов РФ
«СЕРАЯ ЗОНА» – ЭТО НЕВЫГОДНО
  Максим ОРЕШКИН, министр экономического развития РФ
УВЕРЕННО, ВМЕСТЕ – ВПЕРЕД!
  ТЕХНОЛОГИИ
  ВЫСОКИЙ СТАТУС, АВТОРИТЕТНОСТЬ, МАСШТАБНОСТЬ
  МОЩНЫЙ СТАРТОВЫЙ ПОЛИГОН
  «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2018» ПРИГЛАШАЕТ
  ЭКОНОМИКА
  АРКТИКА 2018
  ЭНЕРГЕТИКА ЗАПОЛЯРЬЯ
  В ПОМОЩЬ МАЛОМУ БИЗНЕСУ
  Валерия ПЕРЦЕВА, нотариус нотариального округа Липецкого района Липецкой области
НОТАРИУС ВСЕГДА В ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
  ОБЩЕСТВО
  ВОЗРОЖДАЕМ ТРАДИЦИИ КУЗНЕЧНОГО ДЕЛА
  ПОКЛОНИТЕСЬ ДЕРЕВНЕ
  СЧАСТЬЕ СТАТЬ РОДИТЕЛЯМИ













































Стратегия развития АПК и продовольственного рынка

Аркадий ПОНОМАРЁВ, депутат Госдумы РФ от Воронежской области, председатель Совета Российского союза предприятий молочной отрасли



Программные задачи

12 марта 2018 г. Президент России Владимир Путин принял участие в пленарном заседании Всероссийского форума сельхозпроизводителей. Своим мнением о ключевых тезисах выступления поделился член Комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам А.Н.Пономарёв.

– Государственная поддержка помогла российскому АПК стать одним из локомотивов экономики, программа развития себя оправдала и будет продолжена. Президент РФ предопределил стратегию развития АПК и линию поведения на мировом аграрном рынке.

Глава государства справедливо отметил, что миф о депрессивности сельского хозяйства в России больше не актуален, в отрасль пришли инвестиции, создаются новые рабочие места. Уже ни у кого в мире не вызывает сомнения, что российский агропромышленный комплекс являет собой глобальную конкурентную отрасль. Этот тренд Президент поручил развивать и поставил задачу увеличить экспорт аграрной продукции. Уже через четыре года мы должны экспортировать больший объём продовольствия, чем ввозить в страну.

Чтобы продукция была востребована на глобальном рынке, она должна производиться по передовым технологиям и превосходить аналоги зарубежных стран. Для решения этих задач Президент призвал мобилизовать науку и обеспечить переход теоретических наработок в прикладную сферу. Государство, со своей стороны, окажет поддержку предприятиям, обеспечивающим выпуск экспортоориентированной продукции.

Российским товаропроизводителям было важно услышать, что государство задействует широкий набор инструментов для повышения их конкурентоспособности. Президент особенно подчеркнул, что объем господдержки будет доведен до уровня развитых экономик, причем без риска нарушить требования ВТО.

Очень важный сигнал со стороны Президента получило правительство и главы российских субъектов в части повышения качества жизни селян. Жизнь на селе должна стать комфортной, оплата труда достойной, а сфера сельскохозяйственной занятости престижной. Это те приоритеты, которые предопределят программу развития села на ближайшие десятилетия.

Выступление Президента по праву можно считать программным. С ним будут сверять свои действия российские власти и агробизнес, выстраивая стратегию развития АПК и линию поведения на мировой арене.

Будущее молочной отрасли

На полях Всероссийского форума сельхозпроизводителей состоялась тематическая секция «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности». В качестве одного из экспертов выступил А.Н.Пономарёв.

– После многолетней стагнации в молочной отрасли наметились положительные тенденции. Объем производства молока в корпоративном секторе впервые за 15 лет показывает уверенный рост и достиг в 2017 г. 15,5 млн т, что на 3,7% больше, чем в предыдущем. Этот тренд привлекает инвесторов. Сегодня молочная отрасль – одна из лидеров по количеству и масштабам сделок. В сектор идут маститые игроки с хорошим пониманием отраслевых процессов, готовые инвестировать на длительный срок.

Меняется конфигурация лидеров: транснациональные корпорации Danone и PepsiCo теряют доли рынка из-за укрупнения и усиления рыночных позиций отечественных игроков. Ведется активное строительство новых ферм, модернизируются перерабатывающие мощности. К российскому молочному рынку проявляют большой интерес мощные зарубежные игроки.

Однако в отрасли все еще не решен ряд глобальных проблем, которые являют собой потенциальные риски дальнейшего её благополучия. Из-за падения доходов наши граждане сокращают потребление молока. Сегодня оно составляет лишь 70% от медициной нормы. Для сравнения: в России потребляют 233 кг на человека в год, в Германии – 400, во Франции – 430, в странах Скандинавии – 510 кг. Падение покупательного спроса – один из главных факторов, сдерживающих развитие молочной отрасли.

Один из тормозов развития молочного рынка – продолжающийся диктат со стороны торговых сетей. Наценки на продовольствие достигают 70% от себестоимости продуктов, что не коррелирует с покупательной способностью большинства россиян. А во взаимоотношениях с поставщиками ритейл продолжает навязывать невыгодные условия, пользуясь своим экономическим превосходством. Чтобы решить эти проблемы, предлагаем простимулировать потребительский спрос через социальные программы, такие как «школьное молоко», «продовольственные карты» для малообеспеченных слоев населения, закупки для государственных нужд.

В отношении торговых сетей необходимо предпринять меры, ограничивающие их экономическое доминирование над поставщиками. Нужно усилить контроль за исполнением антимонопольного законодательства. Чтобы обеспечить доступные справедливые цены на продовольствие и поддержать покупательный спрос, необходимо ограничить торговую наценку на социально значимое продовольствие вплоть до полного её обнуления.

В целом, для пропорционального развития молочной индустрии необходимо обеспечить баланс производства, потребления, экспорта и импорта молока и молочной продукции. Для этого нужно строить молокозаводы, где недостаточно мощностей, чтобы оперативно переработать имеющийся объем сырья. Например, в Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. И, наоборот, на тех территориях, где перерабатывающие мощности недозагружены из-за дефицита сырья, строить животноводческие комплексы: в частности, в Центральном и Южном федеральных округах.

Борьба с фальсификатом

26 марта в Москве прошел Всероссийский съезд производителей и переработчиков молока с участием представителей федерального парламента, профильных министерств и ведомств, отраслевых союзов. Предлагаем ключевые тезисы выступления одного из докладчиков – А.Н.Пономарёва.

– Фальсификация продуктов питания – настоящий бич современного рынка. Фальсификаторы подвергают риску здоровье людей, наносят урон экономике, крадут у добросовестных производителей долю рынка.

Наказание за фальсификацию предлагалось неоднократно. Но каждый раз законопроекты блокировались, что наводит на мысль о нежелании ряда контрольных структур заниматься данной проблемой. В отношении фальсификаторов и распространителей контрабандной продукции необходимо усилить меры ответственности, вплоть до уголовной, предусмотреть возможность закрытия предприятий

Однако решать проблему фальсификации нужно не только мерами наказания, но и ревизией отраслевой правовой базы. Действующий техрегламент Таможенного Союза о безопасности молока и молочной продукции закрепил в одном правовом поле существование молочных и молокосодержащих продуктов. Продукты, изготовленные на основе молока, и продукты на основе заменителя молочного жира, – разные по своей сути. Ни в одной стране мира они не регулируются одним правовым документом.

Кроме того, эта практика вводит потребителя в заблуждение. Наименования типа «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии творога» – слишком сложные для восприятия. Путаная многословная терминология, за которой скрывается «немолоко», подрывает доверие потребителя к молочной продукции. Более того, создает предпосылки для роста фальсификата. Отсутствуют стандартизированные методы количественного контроля растительного и молочного жира на стадии оборота готовой продукции.

Необходимо разработать национальные стандарты производства пищевых продуктов, обязательные для исполнения. Работа по ГОСТам позволит вывести с молочного рынка фальсификат, оградит от небезопасного импорта и, что немаловажно, вернет доверие потребителей к молочной продукции. Доверие – один из ключевых мотиваторов, стимулирующих потребительский спрос.

Информационно-аналитическое издание jjjj№145 2018



ГОСЗАКАЗ 2018

  ЗАКУПКИ ПЕРЕХОДЯТ В ЭЛЕКТРОННУЮ ФОРМУ
  Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ: ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ, ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ
  ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СТРОИТЕЛЬСТВЕ СКОРОСТНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
  Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель ФАС России
КАРТЕЛЬ ГУБИТ ЭКОНОМИКУ
  Рачик ПЕТРОСЯН, заместитель руководителя ФАС России
ПЕРЕХОД К ЦИФРОВОЙ СИСТЕМЕ ЗАКУПОК
  Антон ГЕТТА, координатор проекта ОНФ «ЗА честные закупки», заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по финансовому рынку
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
  Наталья СЕРГУНИНА, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений
РЫНОК ГОСЗАКУПОК МОСКВЫ: ФАКТОРЫ УСПЕХА
  Татьяна ГОЛИКОВА, председатель Счетной палаты РФ
В ФАРВАТЕРЕ ЗАДАЧ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД СТРАНОЙ
  Эльвира НАБИУЛЛИНА, председатель Центрального банка РФ
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
  Сергей ГЛАЗЬЕВ, советник Президента РФ
ЗАДАЧА ВЫПОЛНИМА
  Аркадий ПОНОМАРЁВ, депутат Госдумы РФ от Воронежской области, председатель Совета Российского союза предприятий молочной отрасли
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АПК И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta