Яндекс.Метрика
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
ГЛОБАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО УСТРАНИТ ГЛОБАЛЬНУЮ УГРОЗУ
  Вероника СКВОРЦОВА, министр здравоохранения РФ
СИСТЕМНЫЙ, КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
НОВЫЙ ФОРМАТ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА
  Михаил АБЫЗОВ, министр Российской Федерации
ОТ РЕПРЕССИВНОЙ МОДЕЛИ – К СЕРВИСНОЙ
  ЗДРАВООХРАНЕНИЕ-2017
  «РОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ-2017»: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
  Ольга ГОЛОДЕЦ, заместитель Председателя Правительства РФ
ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ТРЕБУЮТСЯ ПЕРЕМЕНЫ
  Владимир ВОЛОБУЕВ, директор компании MyGenetics
ДНК – ВАШ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КЛЮЧ К ПИТАНИЮ, СПОРТУ, КОСМЕТОЛОГИИ
  Леонид РОШАЛЬ, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, президент Союза медицинского сообщества «Национальная медицинская палата», д.м.н., проф.
БУДУЩЕЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СЕГОДНЯ
  Александр ГРОТ, вице-президент НП «Опора России»
В ПРИОРИТЕТЕ – НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ВЫГОДНО ОБЩЕСТВУ, БИЗНЕСУ, ГОСУДАРСТВУ
  Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы
МОСКВИЧАМ – ДОСТОЙНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
  Алексей ХРИПУН, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения города Москвы
ВРАЧИ ПОВЫШАЮТ КВАЛИФИКАЦИЮ
  Леонид ПЕЧАТНИКОВ, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития
О НОВАЦИЯХ И ИННОВАЦИЯХ
  Дмитрий МОРОЗОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД НАРОДОМ
  Сергей ВАСЬКОВ, главный врач медицинского центра «Сальвео»
ПРОФИЛАКТИКА В СТОМАТОЛОГИИ – ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАДАЧА
  ТЕХНОЛОГИИ
  ИННОВАЦИИ НА СТРАЖЕ БЕЗОПАСНОСТИ
  ГОСЗАКАЗ – НА ПУТИ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
  ТОЧНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ – ОСНОВА КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ
  ФОРУМ «АРМИЯ-2018»
  ВЫСТАВКА «ПРОДЭКСПО-2018»
  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  Владимир НЕЙМАН, заместитель генерального директора ООО «ДИАМЕХ 2000» по качеству и сертификации, к.т.н.
МНИМЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ СВОБОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
  Константин КОЖЕВНИКОВ, прокурор Липецкой области, государственный советник юстиции 2 класса, кандидат юридических наук
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ



















Поклонитесь деревне

Сто лет назад вышла в свет книга этнографа, художницы, дочери знаменитого путешественника Семёнова-Тян-Шанского Ольги Петровны Семёновой «Жизнь «Ивана»: очерки из быта крестьян одной из чернозёмных губерний», которая многие годы изучала жизнь и быт крестьян Данковского уезда Рязанской губернии, проживая в имении отца, деревне Гремячке (ныне Рязанская область). Она записывала обряды, собирала фольклор, предметы старины, и эти этнографические наблюдения впоследствии легли в основу книги, которая была издана уже после её смерти в 1914 году, в Петербурге.

Тогда, к сожалению, книга мало кем, кроме специалистов, была замечена, а после революции 1917 года об О.П.Семёновой-Тян-Шанской и её труде надолго забыли. Но затем в 1995 году в Рязани, а в 2010 году в Москве, в издательстве «Ломоносовъ» книга была переиздана.

В предисловии к современному изданию приводятся очень интересные мысли: «…Из этой книги читатель узнает об исчезнувшей стране и исчезнувшем народе, который, подобно мифическим атлантам, в краткий – с точки зрения мировой истории – миг исчез, словно и не существовал никогда. Эта страна – крестьянская Россия. Революционная пучина поглотила её почти без следа – маленькие сохранившиеся над океанской гладью островки не в счет. Населявший её народ, как и всякий народ на земле, был уникален. Его традиции и обычаи формировались веками и, казалось, укоренены столь глубоко, что выкорчевать их невозможно. Но так только казалось – большевистский эксперимент, поставленный над крестьянством, за несколько десятилетий разрушил самобытную культуру русской деревни. Она была ни хороша, ни плоха – культура не может быть хорошей или плохой, – но другой такой не было. И вероятно, уже не будет. Насилие, совершенное над культурой в прошлом, жестоко отозвалось в будущем. Современный житель русской деревни, за малым исключением, – это Иван, не помнящий родства. Он плохо знает свои корни, поверхностно знаком с бытом своих предков, порой не понимает, и оттого весьма вольно трактует сохранившиеся обычаи. Всего этого уже не вернуть, прерванную связь времен в естественном её виде восстановить вряд ли возможно. Но вот знать, как жили предки, о чем думали, к чему стремились, современному человеку необходимо – хотя бы для того, чтобы в наш век формальной религиозности обрести понимание смысла собственного существования, которое ко многим приходит через осознание своего места в череде поколений».

На одном из интернет-сайтов так говорится о судьбе русской деревни: «Печальна участь русской деревни. Только за последние 20 лет страна лишилась более 20 тысяч сёл и деревень. Кругом запустение, осколки былых деревень, а на их месте – лопухи, да лебеда, да крапива. И кладбища забыты, некому поминать своих родных. Некоторые деревни стали дном морским. «Родина безлюдная моя!» – восклицает поэт. Тяжело пережить разруху деревни. Поэты в своих стихах утверждают, что человек должен жить на природе, что без малой родины нет большой, что родом все из деревни. Часто вспоминается детство: перезвон весёлых сенокосов, родная речка, походы по грибы и ягоды, колокольный звон… Но всю кровушку выпил город, землю заполонили города. Безрадостен отъезд в них сбежавших из родных мест, всё равно они тянутся домой, на землю. «Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве» (цитируются строчки из стихотворения российского поэта Николая Мельникова, – прим. авторов) – деревня заслужила самого уважительного, самого внимательного отношения к себе, ведь она кормила и защищала страну».

Поэт Сергей Волков, проживающий в селе Ивановка Данковского района, в своём стихотворении о судьбах русской деревни написал такие проникновенные строки:

…Деревне нужно поклониться,
Отвесить ей поклон земной,
Ведь, паво, можно прослезиться
Над горестной её судьбой.
В ком сердце укрепилось грустью,
И в ком душа не умерла,
Подумай о деревне русской,
Что она вынести смогла?


Писателю Андрею Платонову принадлежат слова: «Без меня народ не полный». Но и без самой малой деревни, села, посёлка, наша необъятная Россия тоже будет неполной. В данной статье речь пойдёт о небольшой деревушке с красивым названием Масловка Данковского района Липецкой области, расположенной на высоком правом берегу Дона, о её настоящем, и о её прошлом.

В «Липецкой Энциклопедии» (Липецк, 2000, редакторы-составители Шальнев Б.М. и Шахов В.В.) в статье о Масловке сообщается следующая информация: «МАСЛОВКА, деревня Бигильдинской сельской администрации Данковского района, на правом берегу реки Дон. В списке населённых мест 1859 – деревня казённая и владельческая, 28 дворов, 295 жителей. По данным 1880 года в ней имелся 21 двор, население – 166 человек. В начале 1932 года здесь проживало 250 человек. На 1 января 1997 года, в деревне было 5 дворов и 5 жителей». (Том второй, стр. 328).

А по данным Всероссийской переписи населения 2010 года. в деревне проживало аж целых…. 2 человека. (Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Численность и размещение населения Липецкой области: Стат. сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. Липецк 2012. – 72 с.).

Казалось бы, тенденция понятна и перспективы тоже – деревня обречена на вымирание. И была бы Масловка известна только своими живописными окрестностями на правом, крутом берегу батюшки-Дона, загадочной и таинственной речушкой Паникой, впадающей в Дон аккурат возле окраины села, да расположенными поблизости знаменитыми «дурными камнями», если бы не приглянулись эти места журналисту-международнику, искусствоведу и философу, настоящему любителю и знатоку французских сыров, русскому по духу и французу по деловым качествам Владимиру Юрьевичу Бореву. Так что Масловке повезло. И сейчас, без преувеличения, о ней знают не только в Липецкой области, но и далеко за её пределами, и даже за границей, например, во Франции. О Масловке много и охотно пишут корреспонденты различных газет и журналов, снимают фильмы и передачи. Даже знаменитый английский телеканал BBC подготовил фильм, посвящённый 100-летию Октябрьской революции. Масловку выбрали в результате долгого и кропотливого анализа. Целый месяц шли переговоры с Владимиром Боревым, который организовал здесь кооператив «Сыр-Бор Масловка». Всё срослось и сошлось в одной точке – Масловка является классической русской фермой, где делают лучшие французские сыры, расположенной в живописной местности, где сама природа формирует особый уклад жизни человека.

В работах данковского самородка-художника Сергея Михайлова, уроженца соседнего с Масловкой села Бигильдино, предметами живописного изображения выступают красивейшие уголки природы, окружающая среда, деревенские сюжеты. Данная картина написана в окрестностях Масловки.

Данковская земля издавна была защитником южных границ государства Российского. С 1708 года Данковские земли были включены в состав Елецкой провинции Азовской губернии. С 1778 года, на протяжении 150 лет, Данковский уезд входил в состав Рязанской губернии. Интересно, что Данковский район (уже не уезд), в первый период своего существования, сохранил свою территориальную принадлежность: он тоже входил в состав Рязанской, но уже не губернии, а области. Данковский район был образован 30 июля 1928 года в составе Центрально-Черноземной области и входил в состав Рязанской области. После образования в 1954 году Липецкой области район был включён в её состав.

Рязанская губерния – административно-территориальная единица Российской империи и РСФСР в 1796–1929 годах. Административный центр – город Рязань.

Рязанская губерния граничила на севере с Владимирской губернией, на юге и востоке с Тамбовской губернией, на западе с Тульской и Московской губерниями.

Герб Данкова утвержден 29 мая 1779 года вместе с другими гербами Рязанского наместничества:

«В верхней части щита, в золотом поле, часть герба Рязанского: серебряной мечь и ножны, положенные на крест, над ними зеленая шапка, какова на Князе в Наместническом гербе. В нижней части, в зеленом поле стоящая серебряная лошадь, означающая, что сей город лошадиными ярмарками знаменит».

В 1862 году составлен проект герба Данкова: «В зеленом щите серебряный конь. В вольной части герб Рязанской губернии. Щит увенчан серебряной стенчатой короной и окружён золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой».

Герб Данковского района утверждён решением Данковского районного Совета депутатов от 25 марта 2005 года №209. Герб внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под №1869. Геральдическое описание и обоснование символики герба Данковского района:

«3.1. Геральдическое описание герба Данковского района гласит:
"В зелёном поле с правым волнистым червлёным краем, обременённым серебряным мечом остриём вниз и поверх него круглый щит (тарч), стоящая лошадь того же металла".
3.2. Герб Данковского района, в соответствии с Законом Липецкой области от 21.07.2003 № 60-ОЗ "О гербе и флаге Липецкой области", может воспроизводиться в двух равнодопустимых версиях:
- с вольной частью – четырёхугольником, примыкающим изнутри к верхнему краю герба Данковского района с воспроизведёнными в нем фигурами из гербового щита области;
- без вольной части.
3.3. Обоснование символики герба Данковского района.
За основу герба муниципального образования "Данковский район" взят исторический герб города Данькова Рязанской губернии, утвержденный 29 мая 1779 года, подлинное описание которого гласит: "Въ верхней части щита, въ золотомъ полъ, часть герба Рязанскаго: серебряной мечъ и ножны, положенные на крестъ, надъ ними зеленая шапка, какова на Князъ въ Наместническомъ гербъ. Въ нижней части, въ зеленомъ полъ стоящая серебряная лошадь, означающая, что сей городъ лошадиными ярмарками знаменитъ".»

Данковская земля много веков играет особую роль в воинской истории России. Неподалёку находится Куликово Поле, в битве на котором участвовали местные воины. До XVII столетия Данковская крепость была важнейшим стратегическим объектом на южной границе государства. При Петре Великом, когда границы отодвинулись дальше на юг, местные жители активно участвовали в строительстве военно-морского флота. А в годы Великой Отечественной войны в Данкове формировался 131-й отдельный мотопонтонный мостовой батальон, который прошёл героический путь от Данкова до Берлина.

Славное боевое прошлое Данковского района отражено в гербе мечом и тарчем (круглым щитом) – символами воинской доблести, достоинства, защиты и покровительства.

Волнистое деление щита аллегорически указывает на расположение района на одной из великих русских рек – на Дону, имя которого носит район.

Серебро в геральдике – символ чистоты, мудрости, благородства и мира.

Зеленый цвет – символ природы, весны, радости, надежды, а также символ здоровья.

Червлёный (красный) цвет символизирует мужество, труд, красоту, праздник.

В Рязанских архивах сохранился интересный документ, датируемый тем же периодом: таблица распределения надельной земли четвертных крестьян.

Здесь необходимо пояснение. Четвертными крестьянами называется разряд бывших государственных крестьян, до реформы 1866 г. официально именовавшихся однодворцами. Разряд однодворцев образовался из служилых людей, детей боярских и, преимущественно, низших разрядов – казаков, стрельцов, рейтаров, драгун, солдат, копейщиков, пушкарей, затинщиков, воротников и засечных сторожей, селившихся в XVI и XVII вв. на восточной и на южной границах Московского государства, для защиты его от ногайских и крымских татар. Служилые люди низших разрядов в Московском государстве получали денежное жалованье и корм натурой; поместья же за службу отводились дворянам и детям боярским; но так как доставлять продовольствие натурой для значительного войска, оберегавшего юго-восточную границу, было затруднительно, и наемные служилые люди, не заинтересованные лично в охране границ, исполняли сторожевые и другие службы небрежно, то правительство пришло к мысли давать землю для содержания не только высших, но и низших служилых людей, назначаемых для охраны границы, и отводить её им близ последней.

На государственных крестьян приходилась 1/3 населения Рязанской губернии. Они вели хозяйство на тех 2/7 земельных угодий губернии, которые принадлежали казне и обязаны были нести повинности не в пользу помещиков, а в пользу государства. Они проживали в 238 селах и 339 деревнях. Как правило, казенные селения были в два раза больше помещичьих (в среднем по 575 и 295 душ жителей). Размещалась эта группа населения по территории губернии неравномерно. «В Скопинском уезде они составляли 2/3 жителей». В остальных 11 уездах их было меньше, чем крепостных. Самой маленькой их доля была в составе населения Касимовского уезда. Государственные крестьяне обладали большей экономической самостоятельностью и жили более зажиточно, чем помещичьи. Например, «казенные крестьяне» за 20 лет (1839–1859) из 41 тыс курных изб более 13 тыс переделали в «белые».

Государственные крестьяне были собирательным названием для разных групп сельского населения. В Рязанском крае самой крупной из них были «экономические» крестьяне, численность которых доходила до 160 тыс человек. Ранее они принадлежали монастырям. В 1764 г. Екатерина II объявила о секуляризации монастырских владений и они перешли в собственность государства.

В состав государственных крестьян входило и около 100 тыс однодворцев, проживающих в губернии. Это были остатки бывшего военно-служилого населения Засечной черты. Они проживали на территории семи уездов (Раненбургском, Данковском, Ряжском, Сапожковском, Скопинском, Касимовском, Михайловском). Половина однодворцев губернии проживала в Раненбургском уезде. Потомками военно-служилого населения допетровской эпохи также были пашенные солдаты, засечные сторожа, казенные кузнецы, численность которых доходила до 44 тыс человек.

То есть, как мы видим, в Долговской волости Данковского уезда Рязанской губернии в конце XIX века (а именно, в 1882 году) существовало две Масловки: под №1 «Масловка, вольные хлебопашцы», и под №3 «Масловка, Бугровка тожЪ».

Но территориально они представляют одну деревню, расположенную между сёлами Бигильдино и Никольское по правому берегу Дона. Та из них, которая «Масловка, Бугровка тожЪ», располагалась ближе к Никольскому.

В архивах Российского государственного исторического архива (РГИА), крупнейшего архива в Европе и одного из крупнейших в мире, сохранился интереснейший документ – «Прошение» крестьян д. Масловки Данковского уезда Рязанской губернии во II Государственную думу, датированный 12 апреля 1907 г.:

«С изданием во время междудумья закона о признании земельных наделов частною собственностью казалось бы надельные земли переделу по наличным душам уже подлежать не должны, а должны оставаться собственностью тех домохозяев, какие владели этими землями до издания закона, не допускающего переделов земли по наличным душам. Но в действительности в нашем обществе явление совершенно обратное, потому что в нашем обществе по приговору от 23 октября истекшего 1906 года, утвержденному Данковским судом и Рязанским губернским присутствием, надельная земля в настоящее время уже переделена по наличным душам. Обжаловав приговор уездному суду и губернскому присутствию, мы удовлетворения не получили. Вот над нами сбываются неопровержимые слова, сказанные с думской кафедры господином Алексинским «грызитесь и деритесь, сколько влезет». Но мы, как обиженные, грызься не желаем, а считаем передел этот незаконным. Потому что а) согласных на передел 23 домохозяина, а несогласных 12, т.е. нет 2/3 на согласие; б) в числе согласных есть такие, которым незаконно даны лишние наделы, так, например: Василию Голивову следует один надел, выделено два надела, Ивану Лукьянову след. 1 выд. 2, Семену Баклашкину – 5-6, Василию Поперному след. 1 выд. 1/2, Федору Лукьянову 1-1/2, Федору Голикову 4-5, Григорию Новикову 3-4, Дмитрию Кулову 5-6. – Это вопиющая несправедливость – переделяя землю по наличным мужского пола душам и прибавляя тем, которые по малочисленности семейства такой острой нужды не имеют. Так, например: я, малоимущая Авдотья Понфилова, вдова, имею одного сына 16 лет и четырех девочек в возрасте от 7 до 16 лет. На шесть душ едаков получила один надел. Спрашивается, чем стану существовать, средств нет, а какая была земля, ее у меня отняли.
Обращаемся к избранникам народа войти в наше безвыходное положение, а также в устранение подобных случаев в других местах, передел пара в нашем обществе, впредь до решения Государственною Думою земельного вопроса в форме закона, приостановить, а переделенное яровое поле приказать владеть по старому.
Как будет решен земельный вопрос представителями народа, мы, крестьяне, примем изданный закон с радостью и тогда уже безусловно подчинимся ему, противоречить не будем, хотя бы для блага других пришлось жертвовать собственностью, потому что мы примем закон, как голос всего русского народа, а там, где голос народа, то там значит голос самого Бога!
Какое именно направление примет наше прошение, просим не отказать поставить нас в известность.
Копию приговора 23 октября представляем».
Апреля 12 дня 1907 года. Следует 14 подписей. РГИА. Ф. 1278(2). On. I. 1907. Д. 759. ЛЛ. 173-174. Рукописный подлинник.


Земля Данковская богата талантами. Вот и в соседних с Масловкой сёлах родилось много знаменитостей. Со 2 марта 1857 года вёл службу в церкви «Богоявление Христово» села Бигильдино священник Александр Кочуров. 13 июля 1871 года у него родился сын – в будущем протоиерей Иоанн Кочуров, погибший мученической смертью сто лет назад, в 1917 году, и впоследствии – в 1993 году решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви причисленный к лику священномучеников.

7 августа того же, 1871 года, в семье учителя математики школы села Бигильдино Николая Никитовича Запольского родилась дочь Любовь. В 1887 году она окончила Петровскую женскую гимназию с золотой медалью, а затем также с золотой медалью педагогические женские курсы. В 1895 году становится вольнослушательницей Геттингенского университета Германии, затем успешно защищает диссертацию и становится доктором философии Геттингенского университета, магистром чистой математики Московского университета.

В селе Бигильдино родились заслуженная артистка РСФСР, педагог-балетмейстер школы-студии имени Немировича-Данченко Лариса Борисова Дмитриева, успешно выступавшая на сцене Большого театра; педагог, учёный, автор более 30 научных работ Борис Алексеевич Тутыхин; заслуженный учитель России Александра Ивановна Чиликина и многие другие известные люди, прославлявшие своим трудом и всей своей жизнью и малую Родину, и Россию в целом.

В соседних Требунках родился Герой Советского Союза, лётчик, генерал-майор Вишняков Иван Алексеевич, а в Никольском – участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, бесстрашный пулемётчик Алексей Никанорович Захаров.

Также родом из села Никольское и Сергей Николаевич Дегтерёв, неутомимый краевед, автор многих книг по истории родного края, к сожалению, ныне покойный. В частности, много интересного о прошлом Никольского, Бигильдино, Масловки и других окрестных сёл, он изложил в своих книгах «Доломит и Данков» (Липецк, ГУП «ИГ ИНФОЛ», 2002 – 192 стр.) и «По Тихому Дону – от деревни Бегичево до села Перехваль» (Спб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2004. – 152 стр.), написанной совместно с одним из авторов данной статьи Иваном Фёдоровичем Малюковым.

Но это уже тема другого разговора….

Уже цитировавшееся стихотворение Сергея Волкова «Поклонитесь деревне» завершается следующими словами:

… И сквозь невидимые слёзы
Деревня смотрит в новый век,
Шумят листвой её берёзы,
И время убыстряет бег.
И над деревнею глумиться
В рассудке здравом кто бы стал,
Деревне нужно поклониться,
Её взнести на пьедестал.
И преклонить пред ней колени,
Сказать ей добрые слова…
Спасибо, милая деревня,
За то, что ты ещё жива.
За то, что город ты кормила,
За всё твоё в твоей судьбе,
Что ты себе не изменила,
Деревня, кланяюсь тебе.
И попросить ещё прощенья
За всё, за всё и поскорей…
И с поздним вздохом сожаленья
Всем в ножки поклониться б ей…

(Продолжение следует)

Иван МАЛЮКОВ, Павел УСОВ,
краеведы Данкова, члены Союза журналистов Российской Федерации

Информационно-аналитическое издание jjjj№144 2017



ОБЩЕСТВО

  ПОКЛОНИТЕСЬ ДЕРЕВНЕ
  ИЗМАЙЛОВО – РЕЗИДЕНЦИЯ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРЕЙ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta