Яндекс.Метрика
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
МЫ НАДЕЖНО ГАРАНТИРУЕМ БЕЗОПАСНОСТЬ И НЕЗАВИСИМОСТЬ АБХАЗИИ
  Рауль ХАДЖИМБА, Президент Республики Абхазия
РЕСПУБЛИКА АБХАЗИЯ – СОЮЗНИК И ДРУГ РОССИИ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
СТАБИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБОРОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
ГОСПРОГРАММА ВООРУЖЕНИЯ НА 2018–2025 ГОДЫ
  АРМИЯ-2017
  Сергей ШОЙГУ, министр обороны РФ генерал армии
АВТОРИТЕТНАЯ ПЛОЩАДКА МИРОВОГО УРОВНЯ
  Дмитрий ШЕРСТНЕВ, генеральный директор АО «НИИ «Экран»
МАЛОГАБАРИТНЫЙ МОДУЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС РТР и РЭП
  Дмитрий ШУГАЕВ, директор ФСВТС
ПРОРЫВОВ НЕТ. ЕСТЬ УВЕРЕННАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
  Андрей ВЕРНИГОРА, руководитель Департамента Министерства обороны РФ по обеспечению государственного оборонного заказа контр-адмирал
ВОЕННАЯ ОТРАСЛЬ РАЗВИВАЕТСЯ АКТИВНО И ДИНАМИЧНО
  Николай КАЛИСТРАТОВ, генеральный директор АО «ЦС «Звездочка»
«ЗВЕЗДОЧКА» – ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА РОССИИ
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ: НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД, ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ, ДИВЕРСИФИКАЦИЯ
  Павел ЛИТВИНЕНКО, генеральный директор ОАО «ВНИИР-Прогресс»
РАБОТЫ ДЛЯ ОБОРОНЫ РОССИИ
  Игорь МАКУШЕВ, председатель Военно-научного комитета ВС РФ – заместитель начальника Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант
ВОЕННО-НАУЧНЫЙ КОМПЛЕКС СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ
  Ольга КОВИТИДИ, председатель подкомитета по международному военно-политическому сотрудничеству Комитета СФ по обороне и безопасности
УКРЕПЛЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  Олег САЛЮКОВ, Главнокомандующий Сухопутными войсками РФ генерал-полковник
СБЛИЖЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ И ПОТРЕБИТЕЛЯ
  НАДЕЖНЫЙ «КУПОЛ» НАД ВОЙСКАМИ
  ОБРАЗОВАНИЕ
  ПОЛИЦЕЙСКИМ КАДРАМ – КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  ЭКОНОМИКА
  СТАНЕТ ЛИ МАСЛОВКА СЫРНОЙ ПРОВИНЦИЕЙ РОССИИ?
  «БАРСКИЙ ЛЕС» ЗА КРАСОТУ РОДНОЙ ЗЕМЛИ
  ОБЩЕСТВО
  Джамбулат УМАРОВ
Я НАДЕЮСЬ, ЧТО МЫ СДЕЛАЛИ ШАГ В ИССЛЕДОВАНИИ СТЕРЕОТИПОВ
  КНИГА-ОТКРОВЕНИЕ
  ЗВЕНИГОРОДСКАЯ БИОСТАЦИЯ МГУ: НАУКЕ СМОЖЕМ ПОСЛУЖИТЬ



















Нотификация

Владимир НЕЙМАН, заместитель генерального директора ООО «ДИАМЕХ 2000» по качеству и сертификации, к.т.н.

В сложившейся на сегодняшний день системе оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов существует проблема качества и достоверности сертификатов, выдаваемых аккредитованными органами. Наличие проблемы признают государственные структуры РФ, Евразийская экономическая комиссия, общественные организации, представители бизнеса.

По результатам недавней проверки, проведенной ФС Росаккредитация, выявлено, что доля незаконно выданных сертификатов, например, на цементную продукцию на момент аудита составляла 19 процентов. В качестве системного решения проблемы предлагается ввести процедуру нотификации органов, аккредитованных в национальной системе аккредитации (аккредитация – первый ключ принципа нотификации), которые в соответствии с проектом ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» дополнительно наделяются полномочиями для проведения работ по обязательной сертификации (второй ключ). Процедура не нова, заимствована из опыта Европейского союза, который также находится в состоянии борьбы с потоком незаконно выданных сертификатов.

Причина и следствие

На мой взгляд, рост числа ложных сертификатов – следствие ошибочности, так и неосознанной как европейцами, так и нами, либеральной концепции технического регулирования, основанной на директивах (технических регламентах) и невнятно сформулированном принципе добровольности применения стандартов. Действующая система технического регулирования (и, следовательно, сертификации) игнорирует комплексный подход к обеспечению и оценке качества объекта сертификации, его безопасности и потребительских характеристик, не учитывая отраслевые риски и важные технические детали. Принцип добровольности применения документов в области стандартизации был воспринят социумом, в основном, как возможность вообще не следовать каким-либо нормам, что крайне негативно повлияло на формирование представления о степени ответственности за результаты сертификации.

Сочетание непродуманного в деталях подхода к оценке соответствия наряду со снижением уровня ответственности при ее осуществлении вызвали взрывной спрос и предложение на сертификаты, не подкрепленные должным содержательным наполнением, качество которых, в основном, никем не оценивается, но позволяющие, тем не менее, выходить на рынок. Некоторых представителей бизнеса такое положение вполне устраивает, т.к. позволяет снижать издержки: не нужно организовывать процесс обучения и аттестации персонала, занятого вопросами безопасности, поддерживать постоянные научно-технические контакты с органами по сертификации и испытательными лабораториями, вкладывать серьезные усилия в проектирование, разработку, изготовление и испытания безопасной продукции.

Дьявол скрывается в деталях

Возможно, учет деталей – занятие утомительное, но только такой подход позволяет осознано скорректировать направление дальнейшего развития системы технического регулирования. Чтобы увидеть, как это работает, приведем на качественном уровне пример взаимозависимости параметров безопасности и работоспособности в отношении такого вида продукции, как технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах. При осуществлении обязательной сертификации взрывозащищенного электрооборудования, используемого во взрывоопасных газовых средах, должны быть оценены и нормированы все его технические параметры и характеристики. Так, по условиям обеспечения искробезопасности электрических цепей, оценивают и, как правило, ограничивают значения емкости фильтрующих и разделительных конденсаторов, изначально выбранных разработчиком, ограничивают число точек заземления, оценивают и при необходимости увеличивают значения путей утечки и электрических зазоров между изолированными группами электрических цепей, устанавливают коэффициенты запаса и многое другое. Однако снижение емкости фильтрующих конденсаторов, зачастую не позволяет достигнуть приемлемого уровня фильтрации в цепях электропитания, и – в сочетании с ограничением числа точек заземления – помехоустойчивости электрооборудования. Уменьшение емкости разделительных конденсаторов ослабляет уровни внутрисхемных информационных сигналов, что снижает чувствительность аппаратуры, а задание требуемых значений путей утечки и электрических зазоров может привести к увеличению ее габаритов и понижению быстродействия. Установление требуемых коэффициентов запаса в ряде случаев заставляет отказаться от использования компонентов с наилучшими потребительскими характеристиками, но не обладающих электрическими параметрами, необходимыми с позиций обеспечения безопасности. Задача многократно усложняется, если дополнительно учесть требования со стороны других используемых в устройствах видов взрывозащиты (например, повышенной защиты вида «e»), требований по обеспечению фрикционной, электростатической, функциональной безопасности, устойчивости программного обеспечения, электромагнитной совместимости (ЭМС), отраслевой специфики. В каждом конкретном случае вопрос обеспечения безопасности и работоспособности сертифицируемого образца продукции (неработоспособная и опасная продукция не нужна никому) может быть сформулирован и решен только на основе комплексного учета и оптимизации взаимоисключающих требований в едином центре оценки соответствия. Но никак в отдельно взятых, не связанных между собой ни организационно, ни методически, пусть даже нотифицированных, органах по сертификации, один из которых, условно говоря, находится в Зеленограде, а другой в Санкт-Петербурге.

Существенный риск

Оценка соответствия по фактору ЭМС, не отнесена в РФ и в Таможенном союзе к оценке обязательной, возможно, потому, что авторы технического регламента не сочли ее существенным риском. При этом весьма вероятна ситуация, когда в результате испытаний на ЭМС (в одном органе по сертификации) защитные компоненты технического устройства, получившего положительную оценку по результатам обязательной сертификации на взрывозащищенность (в другом органе по сертификации), могут выйти из строя под воздействием нормированных уровней электромагнитного излучения и не выполнить свою защитную функции. Подобный сбой, незаметный на понятийном поверхностном уровне подхода к оценке безопасности продукции, но осязаемый на уровне технических деталей, достаточно наглядно иллюстрирует ошибочность выбранной стратегии технического регулирования (сертификации), которая не в состоянии гарантировать получение достоверных оценок безопасности. При этом ни постоянно повышающийся уровень подготовки экспертов ФС Росаккредитация, действующих в рамках первого ключа, ровно, как и введение самой процедуры нотификации, картину изменить не в состоянии.

Повестка дня

Представим себе, что сертификация технических устройств осуществляется в сети специализированных отраслевых государственных НИИ по безопасности в промышленности, выполняющих функцию единых центров оценки соответствия, в которых работают не случайные назначенцы, а профессионалы, несущие реальную ответственность перед государством за безопасность работ в отраслях: угольной, металлургической, нефтяной, газовой, строительной, электроэнергетике и т.д. Пример подобного отраслевого НИИ хорошо известен – Государственный Макеевский ордена Октябрьской революции научно-исследовательский институт по безопасности работ в горной промышленности (МакНИИ). При этом, скорее всего, с целью оптимизации издержек изготовителя на сертификацию, возникнет задача рационального объединения в рамках одного НИИ оценок безопасности по нескольким смежным отраслям, например, нефтяной, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, газовой. Такие НИИ выполняют научно-исследовательские работы, направленные на обеспечение безопасности в отрасли, постоянно пополняют багаж знаний вследствие участия в работе государственных комиссий по расследованию причин аварий, совместно с Ростехнадзором и профильными министерствами совершенствуют Федеральные нормы и правила (ФНП), принимают участие в деятельности технических комитетов по стандартизации и т.п. Многофункциональная направленность деятельности отраслевых НИИ по безопасности позволяет ориентироваться на них как на наиболее подготовленные структуры, которым может быть поручена оценка соответствия продукции для отраслей, разработка оптимальных процедур по обеспечению безопасности и издержек изготовителя. При этом для сертификации, при необходимости, отраслевые НИИ привлекают аккредитованные, в том числе, нотифицированные, органы по оценке соответствия и испытательные лаборатории, которые работают под их методическим руководством. Условием допуска на рынок становится наличие сертификата соответствия установленным в ФНП комплексным показателям безопасности, полученного в соответствующем отраслевом НИИ. При использовании такой схемы обозначенная проблема ложных сертификатов мгновенно растворяется как легкий дым. Полагаю, что именно в этом должна состоять наша оте-чественная повестка дня, наша стратегия построения системы технического регулирования на много лет вперед.

Стратегия на перспективу

Нотификацией органов в ее нынешнем виде заниматься можно, хуже не будет, но лучше – тоже. Да, нотифицированные органы принимают на себя ответственность (в качестве независимой третьей стороны) за оценку соответствия требованиям узконаправленного конкретного технического регламента, подотчетны национальным органам, выполняют свою работу компетентно, прозрачно, нейтрально, беспристрастно и т.п. Однако пока их деятельность будет осуществляться в рамках установившейся парадигмы, основанной на отказе от комплексного подхода к оценке безопасности, удовлетворить общественный запрос в отношении обеспечения безопасности применения и качества продукции, в том числе технических устройств, невозможно в принципе. При этом в сфере технического регулирования мы, по прежнему, как и 15 лет назад, остаемся в рамках чужой повестки дня, безоговорочно верим веяниям «оттуда», ни на шаг не приближаясь к обсуждению и принятию решений, действительно важных и нужных для обеспечения безопасности трудящихся, дальнейшего эффективного развития экономики страны.

Информационно-аналитическое издание jjjj№142 2017



БЕЗОПАСНОСТЬ

  Владимир НЕЙМАН, заместитель генерального директора ООО «ДИАМЕХ 2000» по качеству и сертификации, к.т.н.
НОТИФИКАЦИЯ
  Василий ПИСКАРЕВ, председатель Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции
АДЕКВАТНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ
  МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА INTERPOLITEX
  ТЕХНОЛОГИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta