Яндекс.Метрика
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
УКРЕПЛЯТЬ КОНТРОЛЬ, ПОВЫШАТЬ ФИНАНСОВУЮ ДИСЦИПЛИНУ
  Юрий ЧАЙКА, Генеральный прокурор Российской Федерации
НА ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАН
  РЕГИОНЫ
  НОВЫЙ УСПЕХ ЛИПЕЦКОЙ КООПЕРАЦИИ
  МУЗЕЙ В ШОКОЛАДЕ
  НАУКА И ПРАКТИКА
  Сергей СУШИНСКИЙ, президент Фонда «Защита нации», член совета при Минздраве России
ЛЖЕНАУЧНА ЛИ ГОМЕОПАТИЯ?
  ЭКОНОМИКА
  Леонид ОРЛЕНКО, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана
ГДЕ И КАК НАЙТИ СРЕДСТВА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА
  ТЕХНОЛОГИИ
  «ИНТЕРПОЛИТЕХ» ПРИГЛАШАЕТ
  РОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
  КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2017
  Аркадий ПОНОМАРЕВ, депутат Госдумы РФ, лидер Молочного союза России
БУДЕМ УКРЕПЛЯТЬ СВЯЗИ РОССИИ И ФРАНЦИИ В АПК
  ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ В ЭКОЛОГИИ И ИННОВАЦИЯХ
  ОБЩЕСТВО
  САКРАЛЬНЫЕ ОТКРОВЕНИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА
  ЛИПЕЦКИЙ МОСКВИЧ – МОСКОВСКИЙ ЛИПЧАНИН
  Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ПОДЧИНЁННЫМИ
  ЕГОРЬЕВСК – ЧАСТИЦА РОССИИ































Конкуренция: от защиты к развитию

Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель ФАС России

За последнее десятилетие в России были фактически созданы фундаментальные законодательные основы защиты и развития конкуренции, признанные организацией стран экономического сотрудничества соответствующим лучшим мировым практикам и мировым стандартам. Вместе с тем, мы во многом отстаем во внедрении современных конкурентных норм. А, главное, на мой взгляд, в полной мере не достигли понимания того, насколько эффективным фактором экономического роста в долгосрочном смысле будет являться развитая конкуренция.

Практические результаты

Основным вектором работы становится переход от защиты конкуренции к активным мерам по ее развитию. 2016 г. ознаменовался принятием «четвертого антимонопольного пакета» и изменением отраслевых законодательств, что значительно, более чем на 55 процентов, снизило количество возбуждаемых ФАС дел.

Среди других практических результатов принятых поправок – рост (практически двойной) числа выданных предупреждений и предостережений, высокий процент их исполняемости и быстрое устранение нарушений на рынке. Введение института предупреждений и предостережений способствовало снижению количества возбужденных дел в отношении органов власти, которые раньше были главными нарушителями антимонопольного законодательства. Если в 2015 г. эта цифра составляла 3542, то в 2016-м она снизилась до 1284.

Кроме того, стартовали изменения в контрактной системе: закупки ГУПов и МУПов осуществляются теперь по 44-ФЗ, снижена значимость нестоимостных критериев, строительные работы (за исключением особо опасных) включены в аукционный перечень, а дополнительные требования к участникам о наличии ресурсов при проведении конкурса с ограниченным участием по строительству исключены.

В числе позитивных нововведений – важное для экономики Постановление Правительства РФ № 925 «О приоритете товаров российского происхождения…». Нельзя не отметить также открытие специализированной элект-ронной площадки для проведения закрытых закупок для гособоронзаказа – «АСТ ГОЗ».

Снижение тарифов

ФАС России переданы полномочия по тарифному регулированию. Ранее единых принципов формирования тарифа не существовало. Мы смогли это исправить и ликвидировать существующую несправедливость в просчете тарифов методом сопоставимости. В 2016 г. ведомству впервые удалось снизить многие из тарифов в абсолютном значении. В качестве примера можно назвать снижение цен на лекарства. В результате комплекса мер, предпринятых ФАС России, предельные отпускные цены производителей на лекарственные препараты по программе «Семь нозологий», на антивирусные препараты для лечения лиц, инфицированных ВИЧ и гепатитом В и С, а также антибактериальные и противотуберкулезные препараты были снижены до минимальных значений. В настоящее время ФАС России разрабатывает законопроект «О государственном регулировании цен (тарифов)».

Госзакупки: проблемы остаются

Огромное количество принятых поправок в законодательство существенно не улучшило ситуацию в сфере государственных закупок. Ряд проблем остался не решенным: это «бумажный» конкурс, одностороннее расторжение контрактов заказчиком, закупки у единственного поставщика на конкурентных рынках и т.д. Поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ до сих пор не приняты. Статья 178 УК РФ не работает: правоохранительные органы не возбуждают уголовные дела по нарушению антимонопольного закона.

В 2016 г. Федеральная антимонопольная служба возбудила 416 дел об антиконкурентных соглашениях, 80% из которых касаются картельных сговоров, включая 298 сговоров на торгах, что на 28,4% выше, чем в 2015 г.

Более 3 тыс процедур используется, например, по закону № 223, когда госкомпании и госкорпорации имеют возможность осуществлять соответствующие торги и делать закупки по непрозрачным процедурам. Растет количество так называемых единственных поставщиков. На абсолютно конкурентных рынках на неопределенный срок с бесконечными полномочиями отдельные компании имеют огромные преимущества и, по сути, искажают всю конкуренцию на этом рынке, получая огромный и мощный госзаказ. И в это время другие компании просто вынуждены уйти с рынка.

Мы должны сделать максимально возможной поддержку малого и среднего бизнеса через государственный заказ. Обеспечить ему равноправное участие на рынке госзаказа.

Главная задача ведомства в текущем году – реализация Национального плана развития конкуренции. Напомним, что ФАС России принимала самое активное участие в подготовке проекта указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», в котором также содержится Национальный план развития конкуренции на 2017–2019 гг. В настоящее время работа над документом находится в стадии финального завершения.

Информационно-аналитическое издание jjjj№140 2017



ГОСЗАКАЗ 2017

  ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО – ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
  ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ ПРОФЕССИОНАЛОВ
  ПЛАНКА ВСЁ ВЫШЕ!
  ПО ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПАРЕНТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСЗАКУПОК
  Татьяна ГОЛИКОВА, председатель Счетной палаты РФ
БЮДЖЕТ – РЕЕСТР ГОСЗАКУПОК – КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
  Юрий ЗАФЕСОВ, директор Департамента закупочной деятельности ПАО «Россети»
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС – НАШ РАВНОПРАВНЫЙ ПАРТНЕР
  Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель ФАС России
КОНКУРЕНЦИЯ: ОТ ЗАЩИТЫ К РАЗВИТИЮ
  Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС МОСКВЫ – ЭТО ОГРОМНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЖИЗНИ ГОРОДА

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta