Яндекс.Метрика
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА – ВОПРОС ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАНЫ
  Дмитрий ПАТРУШЕВ, председатель правления Россельхозбанка
АПК – НАШ ГЛАВНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КЛИЕНТ И ПАРТНЕР
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ГОРОДСКАЯ СРЕДА В ИНТЕРЕСАХ ЛЮДЕЙ
  Михаил МЕНЬ, министр строительства и ЖКХ РФ
НОВЫЕ ТРЕНДЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  Владимир НЕЙМАН, заместитель генерального директора ООО «ДИАМЕХ 2000» по качеству и сертификации, к.т.н.
НЕОБХОДИМА КОРРЕКТИРОВКА КОНЦЕПЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ
  ТЕХНОЛОГИИ
  МАСШТАБНОЕ СОБЫТИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
  МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
  ТОЧНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ - ОСНОВА КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ
  СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  СОДРУЖЕСТВО
  О КОРОТКОЙ ПАМЯТИ, ГОСЗАКАЗЕ И ГАДЖЕТАХ
  ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
  АКУШЕРЫ-ГИНЕКОЛОГИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ СМЕНИЛИ БЕЛЫЕ ХАЛАТЫ НА КРАСНЫЕ САРАФАНЫ
  КУЛЬТУРА
  Владимир РЯХОВСКИЙ
НОЧНОЙ СТОРОЖ
  СЫРЫ МАСЛОМ





























Нельзя оставлять страну без малой торговли

Виктор ЕВТУХОВ, статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли РФ

Почему принятый в 2006 г. закон о розничных рынках требует реформирования, и насколько поправки в закон о торговле, вступившие в силу с 1 января 2017 г., направлены на защиту конкурентной среды и поддержку местных производителей против диктата торговых сетей. На эти и другие вопросы отвечает замминистра.

Неутешительная статистика

Рынки формируют комфортную городскую среду, делают ее живой и интересной. Именно рынки, а не торговые центры и супермаркеты давно стали изюминками, туристическими доминантами многих европейских городов.

У нас же статистика весьма неутешительна. Только за последний год количество рынков сократилось на 11%. С 2006 по 2015 г. доля рынков в розничной торговле по России снизилась с 20 до 8 процентов, а количество торговых мест в 3 раза. Чтобы уйти от чрезмерно жестких требований закона, часть рынков перешла в форматы «торговых рядов», большинство же закрылось.

Сейчас в среднем по России на 1000 человек приходится 1,3 торговых места, а еще в 2010 г. было 2,1. Норматив по количеству торговых мест на продуктовых рынках выполняется только в 23 регионах. А ведь Россия исторически всегда была страной с богатейшими ярмарочными и рыночными традициями. Нам нужно возвращаться к этой культуре.

Преодолеть барьеры

Основная проблема – максимум обязанностей управляющих рынками компаний при минимуме прав. Например, сейчас в торговых центрах управляющая компания не несет ответственности за арендаторов. На рынках же обязана обеспечивать соблюдение продавцами требований законодательства о защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Это при том, что управляющая компания не обладает контрольными полномочиями, а торгуют на рынке независимые предприниматели. Из необъяснимых запретов – управляющим компаниям запрещено закупать оптом товары для продажи на этом же рынке.

По действующему закону рынки можно открывать только на основании плана, который утверждают региональные власти. Вопрос: если земельный участок по закону выделен для торговли, а предприниматель намерен открыть рынок, почему ему нужно дополнительно получать разрешение?

Торговать должны те, кто умеет торговать, а производить – те, кто умеет производить. В Европе, где рыночная и ярмарочная торговля очень развиты, большинство торговцев – это все же не производители, а мелкие предприниматели, которых мы почему-то презрительно называем перекупщиками. Вся экономика и производство держатся на таких вот перекупщиках. Задача государства – сделать так, чтобы мелких профессиональных торговцев на рынке становилось больше. Тогда они смогут с выгодой для себя и для населения договариваться с производителями.

Поправки в законодательство будут подготовлены в первом полугодии 2017 г. Они упростят работу по созданию рынков, ликвидируют избыточные требования к управляющим компаниям, простимулируют интерес к рынкам со стороны производителей и торговли.

Я убежден: нельзя оставлять страну без малой торговли. Без нее невозможно представить себе ни один европейский, американский или азиатский город. Грамотно организованная малая уличная торговля может стать украшением любого города, как это происходит во всем мире.

Не наценки, а обороты

Сколько и на чем зарабатывает торговля? Ее маржинальность – 5–6%, зачастую намного меньше, чем в производстве. Разговоры о том, что доходы торговых операторов формируются за счет высокой наценки, – миф. Они формируются за счет огромного оборота. Расходы тоже велики. Продать товар – искусство ничуть не меньшее, чем произвести.

К сожалению, многие этого не понимают, считая, что производитель произвел, а торговля обязана продать. Это не так. Идея поправок в закон о торговле заключалась в том, чтобы соблюсти баланс интересов поставщиков и торговых операторов. Рыночная сила у сетей значительно больше, чем у поставщиков, только если речь не идет о крупных транснациональных корпорациях, чья продукция формирует основной трафик, и поэтому они имеют рычаги влияния на партнеров.

Конечно, крупная торговля не сможет удовлетворить всех. Производителей продовольственных товаров у нас более 50 тыс. Они мечтают попасть в крупные торговые сети, потому что такой контракт – прямой путь для налаживания канала продаж. Но только 20 тыс производителей являются поставщиками крупных федеральных торговых сетей (2 тыс – федерального уровня, 5 тыс межрегиональных, а остальные – местные локальные).

Конкуренция в разных форматах

Всех проблем законом о торговле не решить. Надо развивать конкуренцию, а значит, разнообразные каналы продаж.

Усилия Минпромторга направлены на развитие малых форматов торговли. Подготовлены поправки в закон о торговле, касающиеся активного развития нестационарной и мобильной торговли, законопроект готовится к внесению в Госдуму. Эти поправки облегчат малому бизнесу пути для реализации своего потенциала. Например, мясокомбинаты через собственные автолавки продают товар по цене на 20–25% ниже, чем он продается в сетевых магазинах. Плюс очевиден – они получают «быстрые деньги» без отсрочек платежа и напрямую продвигают торговую марку.

Также мы подготовили законопроект о ярмарочной торговле, начинаем его общественное обсуждение. На очереди – законопроект о рынках.

Необходимо создать такие условия, при которых малому торговому бизнесу будет комфортно работать и развиваться. Мы поменяли нормативы обеспеченности торговыми площадями, делая акцент на малых торговых форматах. Ввели нормативы по магазинам шаговой доступности, розничным рынкам и нестационарным торговым объектам. Также разрабатывается стратегия развития интернет-торговли, доля которой крайне мала – около 3% от оборота розничной торговли.

Нужно развивать все каналы продаж, все форматы торговли. Тогда и цены будут сбалансированы, в том числе оптовые.

Информационно-аналитическое издание jjjj№139 2017



ПРОДЭКСПО-2017

  МЕЖДУНАРОДНЫЙ СМОТР «ПРОДЭКСПО» – КРУПНЕЙШИЙ В РОССИИ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
  Александр ЕФРЕМОВ, управляющий группой компаний «Доброфлот»
ДИКАЯ РЫБА В РОССИЙСКИХ СЕТЯХ
  Александр ТКАЧЕВ, министр сельского хозяйства РФ
РОССИЯ – ВЕСОМЫЙ ИГРОК НА МИРОВОМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ
  Виктор ЕВТУХОВ, статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли РФ
НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ СТРАНУ БЕЗ МАЛОЙ ТОРГОВЛИ
  КАК СОБЛЮСТИ БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ? ТОРГОВЫЕ СЕТИ – ПРОИЗВОДИТЕЛЬ – ПОКУПАТЕЛЬ
  Сергей ДАНКВЕРТ, руководитель Россельхознадзора, к.с/х.н., д.э.н.
КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ: НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ДОЛЖНЫ БЫТЬ КОМПЛЕКСНЫМИ
  ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ – СТРАТЕГИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta